UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правозащитники фиксируют пробелы в законодательстве относительно права ребенка

До сегодня обеспечение прав ребенка не является приоритетом в политике государства.

Осенью 2018 года правительством Украины в Комитет ООН по защите прав ребенка был передан Национальный отчет "Сводный V и VI периодический национальный отчет о реализации Украиной положений Конвенции ООН о правах ребенка" (2011-2017 гг.). По мнению общественных организаций, информация, отображающая в документе усилия правительства по соблюдению норм Конвенции о правах ребенка, не сбалансирована. Позитивная динамика статистики достигается за счет отсутствия в ней данных с 2015 года по оккупированным Крыму и части Донецкой и Луганской областей. Значительное внимание в отчете уделено специальным мерам защиты, но отсутствует раздел о насилии в отношении детей.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Алла Котляр. По ее словам, правозащитники фиксируют пробелы в законодательстве относительно права ребенка, серьезные проблемы в реализации существующих нормативно-правовых актов, а также системные недостатки в работе органов власти и подчиненных учреждений. Точечными и несистемными являются действия государства и в отношении детей, пострадавших от войны.

Поэтому 29 неправительственных организаций, каждая из которых работает в определенном направлении, объединились, чтобы подготовить альтернативный "теневой" отчет о состоянии соблюдения положений Конвенции ООН по правам ребенка под координацией и экспертным сопровождением Коалиции Права ребенка в Украине и Общественного объединения "Украинская сеть за права ребенка". Отчет содержит анализ выполнения Украиной предыдущих рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, а также 136 актуальных рекомендаций украинскому правительству.

"К сожалению, с 2011 года и до сегодня обеспечение прав ребенка не является приоритетом в политике государства. Политика относительно этих вопросов фактически отсутствует, - говорит исполнительный директор "Украинской сети за права ребенка" Светлана Клочко. - Изменения в законодательство принимаются ситуативно, часто – под конкретные случаи. Нормативно-правовая деятельность не отвечает вызовам и потребностям в сфере. С 2011 года в Закон "Об охране детства" внесено 20 новаций, в Постановление Кабмина №866, координирующее и дающее алгоритм действий всем представителям власти, которые занимаются вопросами защиты прав ребенка, - 18. Однако большинство законодательных инициатив носят косметический характер и не имеют комплексного подхода".

Правозащитница отмечает, что у реформы системы защиты прав ребенка нет достаточной поддержки ни на уровне руководства государства, ни на уровне органов местной власти и местного самоуправления. Важная реформа децентрализации, к сожалению, привела к серьезному снижению качества социальной защиты ребенка.

"Существует серьезная проблема относительно передачи полномочий от районных госадминистраций (которые к 2020 году прекратят функционирование) к ОТГ, главы которых очень часто не понимают, что такое защита прав ребенка и какая ответственность на них возлагается. В результате страдает ребенок, - отмечает Клочко. - Государственные планы и программы относительно детей, к сожалению, финансируются по остаточному принципу, за счет средств, выделенных для обеспечения функционирования соответствующих министерств и ведомств, или за счет остатков после удовлетворения более важных, по мнению правительства, потребностей".

Подробнее о необходимости реформирования системы предоставления социальных услуг читайте в статье Аллы Котляр "Дети и (не)социальная политика" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".