UA / RU
Поддержать ZN.ua

Полиция открыла дело о насилии над детьми в учебно-реабилитационном учреждении во Львовской области

К подобным преступлениям должно быть приковано все внимание: виновные должны понести максимальное наказание.

Дмитрий Лубинец

Дмитрий Лубинец

Правоохранители возбудили дело по факту физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей в учебно-реабилитационном учреждении во Львовской области, заявил уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец. Производство начали после мониторингового визита, в рамках которого заведение проверил не только омбудсмен, но и представители ГС «Украинская сеть за права ребенка» (БФ СОС Детские Городки Украина, БФ Голоса детей, БФ Ridni).

Заведение, о котором идет речь, размещает детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей, находящихся в сложных жизненных условиях, а также тех детей, которым необходимы особые образовательные нужды.

Читайте также: В Украине создали сайт для объяснения реформы системы ухода и поддержки детей

«Нами зафиксированы показания детей о том, что директор учреждения осуществлял действия сексуального характера в отношении девочек-воспитанниц заведения, публично унижал, а также угрожал избиением и помещением в психбольницу за «плохое поведение» или нарушение распорядка дня», – сообщил Лубинец.

Дети жаловались на то, что им постоянно говорили: «Ты никому не нужен/а», «Твои родители алкаши», «Ты больной/а», «Из тебя ничего хорошего не получится». Также Лубинец добавил, что дальнейшее развитие воспитанников и их реабилитация оказались невозможными, ведь сотрудники и директор учреждения относились к ним, как к «больным». Мол, «у них диагноз, они неадекватны».

В то же время жена директора, добавили в «Украинской сети за права ребенка», физически наказывала детей, в частности избивала их железным прутом. Также проверка показала, что базовые потребности детей, например, достаточное количество пищи, не удовлетворялись.

«Если коротко подытожить наши наблюдения во время мониторингового визита, то дети находятся в стрессовом состоянии, испуганы, на них оказывается постоянное моральное давление со стороны взрослых. У детей нет примера здорового общения с ними со стороны персонала. В заведении интересы и потребности ребенка на последнем месте. О базовых потребностях детей не заботятся абсолютно», – отметила психолог БФ «Голоса детей», работавшая с детьми в течение дня.

И «Украинская сеть за права ребенка», и Лубинец обратили внимание, что последние полгода дети и лица в их интересах обращались в Национальную полицию, местную службу по делам детей и департамент образования. Однако никакой реакции не получили.

«Напротив, за каждую жалобу на условия содержания или поведение работников заведения дети получали избиение палками и унижение. Директор же кичился безнаказанностью и «нужными связями», угрожая волонтерским организациям относительно последствий в случае разоблачения информации», – добавили в ГС.

В «Украинской сети за права ребенка» заверили, что воспитанники заведения, которые дали показания, сейчас находятся в безопасности.

«Этот случай — один из немногих, о которых стало известно, и дети получили шанс на спасение. За закрытыми дверями интернатов, согласно исследованиям, насилие над детьми является привычным и постоянным, но подавляющее большинство случаев так и не становится известным, а дети остаются не спасенными от обидчиков. Украина должна стать страной, свободной от интернатов, школ-интернатов и всех возможных форм институциональной культуры по уходу, как бы они ни назывались», – добавили в ГС.

Омбудсмен отметил, что правоохранители открыли дело по ст. 153 (сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего лица) Уголовного кодекса Украины.

Читайте также: На Львовщине будут судить учительницу за буллинг учеников

Лубинец также заверил, что на следующей неделе инициирует совещание, в которое привлечет представителей Львовской ОВА, правоохранительных органов и профильных министерств. Омбудсмен пообещал взять дело под личный контроль.

«Очень часто насилие и жестокое обращение с детьми пытаются оправдать тем, что дети сложны – подростки с девиантным поведением. Но на самом деле, эти дети за свою короткую жизнь уже настрадались и не доверяют нам, взрослым. Поэтому мы получаем следующее. Случайно узнаем реальное насилие, а затем раскрывается полная картина. В которой каждый ребенок боится там находиться, потому что долгие годы он страдал от ужасного насилия», – отметила в комментарии ZN.UA программный директор «СОС Детские городки Украина», председатель правления «Украинской сети за права ребенка» Дарья Касьянова.

У ребенка нет выбора, он вынужден оставаться в ситуации насилия и надеяться, что кто-то заметит и повлияет на агрессоров. Но чаще всего люди испытывают растерянность, страх или стыд в ситуации наблюдателя. Проходят мимо, опускают глаза. Повзрослев, человек принимает для себя одно из двух решений – либо «никогда больше», либо «это нормально». С чего начать, чтобы помочь в подобных ситуациях, рассказала Анастасия Сухорукова в статье «Терапия последствий насилия».