Отец Кирилл Говорун - архимандрит, кандидат богословия, доктор философии, историк, профессор университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе, в прошлом преподававший в Йельском и Колумбийском университетах. Он же - ученик патриарха Русской православной церкви Кирилла, который совершил его рукоположение в священники. Он же - человек, бывший по правую руку от Вселенского патриарха Варфоломея в ходе всего переговорного процесса, связанного с получением Православной церковью Украины Томоса об автокефалии.
"Нашему автокефальному движению более ста лет. Оно начиналось в начале ХХ века как часть процесса построения нации, - говорит в своем интервью ZN.UA архимандрит Кирилл Говорун. – В то время это было очень мощное социальное движение. Оно осмысливало себя в терминологии, характерной для марксизма. Низший класс (рабочие и крестьяне) хотели автокефалии и искали освобождения от буржуазии, которая ассоциировалась у них с Россией и российской церковью. То есть это было двоякое движение - национальное и социальное".
На нынешнем этапе ситуация тоже неоднозначна. С одной стороны, по мнению Говоруна, толчком движения стал Майдан. Потому как Революция Достоинства стала явлением не только социальным, но и религиозным. "Совместные молитвы протестующих, выступление со сцены священников и епископов… Майдан не был секулярным явлением, и в этом его отличие от процесса формирования гражданского общества в других странах. В Европе оно формировалось вопреки церкви, а у нас - вместе с церковью" – считает отец Кирилл.
С другой стороны, нынешнее автокефальное движение продолжило собой процесс построения нации. "Собственно говоря, то, что мы услышали (риторика, слова, фразы) в последние дни в связи с событиями вокруг Объединительного собора, Томоса и пр., характерно для модернового проекта построения нации. На основе национальной идеологии, в том числе связанной с правом крови" – уточняет богослов.
С третьей стороны, автокефалия стала ответом на российскую агрессию против Украины. Потому как церковь в России была инструментализирована как часть гибридной войны против Украины. Таким образом, наша автокефалия состоит из этих очень сложных и противоречивых процессов.
"Вопрос в том, какой из этих процессов победит? – констатирует архимандрит. – В том, какой из этих импульсов усилит новая объединенная церковь - национальный, гражданский или милитаристский. Я бы очень хотел, чтобы церковь сберегла импульс, полученный на Майдане. Чтобы она избрала путь диалога с гражданским обществом, путь принятия другой точки зрения. Это не должна быть церковь с монолитной национальной идентичностью, с исключительно национальной программой. Она должна помогать завершать процесс построения нации, но не должна этим ограничиваться. Она должна способствовать победе в войне через помощь волонтерам, через капелланов, но не должна стать одним из патронов в обороне Украины против российской агрессии. Она должна стать средой, где люди с разными идентичностями могут чувствовать себя как дома".
Полную печатную версию интервью читайте здесь.