UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Необоснованность и предвзятость": Почему прокурор в деле Стерненко не подписал подозрение

Радионов подал жалобу на генпрокурора Ирину Венедиктову и перевелся в другой департамент, оставив процесс.

Попытка СБУ вручить одесскому активисту Сергею Стерненко подозрение в убийстве проваливается уже во второй раз. На прошлой неделе следователь вызвал Стерненко для вручения подозрения, а когда активист пришел в СБУ 9 июня – его туда не пустили.

Почему, несмотря на явную заинтересованность в "посадке" Стерненко руководитства силовых и правоохранительных ведомств страны, процесс вручения подозрения тормозится, объясняет "Слідство.Інфо".

Оказывается, месяц назад старший группы прокуроров Андрей Радионов отказался подписывать подозрение активисту, и назвал его бездоказательным. А вскоре и вовсе вышел из дела.

Во время последнего нападения в мае 2018 года Стерненко ударил одного из нападавших ножом, ранение Ивана Кузнецова оказалось смертельным. Это нападение на активиста было не первым, во время двух предыдущих он получал резаные раны и огнестрельное ранение.

"По информации, которую мы получили из собственных источников, подозрение Стерненко следователи СБУ готовили еще месяц назад. И тогда старший группы прокуроров подписывать его отказался. Позже этот прокурор, Андрей Радионов, вышел из дела. А перед этим на 13-х страницах расписал, почему он отказывается подписывать подозрение", - говорится в материале.

В объяснении Радионов утверждает, что следствие предвзятое, а подозрение - незаконное и противоречащее собранным в ходе расследования доказательствам. Так, несмотря на выводы экспертизы о том, что нож Стерненко не является холодным оружием, ему пытаются инкриминировать статью 263 УК Украины – ношение холодного оружия.

Упоминается в документе и глава Офиса генпрокурора Ирина Венедиктова. Ее Радионов считает предвзятой, а ее действия - угрожающими независимости прокуроров.

Радионов, в частности, отметил ее публичные обещания объявить Стерненко подозрение в любом случае. Несмотря на то, что по закону вмешиваться в расследование она не может. Прокурор даже подал на Венедиктову жалобу в специальный орган, контролирующий прокуроров.

"В связи с изложенным, возвращаю сообщение о подозрении Стерненко С. В. и ходатайство о применении в отношении него меры пресечения как такие, которые не основываются на доказательствах, собранных в производстве, а также имеют очевидно предвзятый характер, необъективны и не соответствуют требованиям КПУ Украины", - написал он в своем отказе.

Слідство.інфо

Слідство.інфо

Вскоре после этого прокурор перевелся в другой департамент и был выведен из дела Стерненко. В связи с этим он отказался от комментариев журналистам относительно текущих событий в нем.

"Была в этом процессе и политическая заинтересованность. Сейчас дело Стерненко изучает временная следственная комиссия при Верховной Раде. Бывший генеральный прокурор Руслан Рябошапка на ее закрытом заседании рассказал, что к этому делу проявлял интерес Арсен Аваков", - отмечается в материале.

Рябошапка от ответов на вопросы о своих показаниях воздержался, поэтому журналисты обратились к члену комиссии, народному депутату Гео Леросу ("Слуга народа").

"Если я сейчас отвечу на ваш вопрос (а это была закрытая стенограмма), я нарушу закон. Я не могу ни опровергнуть, ни подтвердить. Но мы в ближайшую неделю-две планируем объявить результаты записи стенограммы", - ответил он.

И отметил: в свое время Радионов тоже свидетельствовал в парламентской комиссии, и его показания были не в пользу генпрокурора Венедиктової.

"Со своей стороны я могу точно сказать, что то, что заявлял, дал показания, бывший генеральный прокурор (потом, в частности, Трепак [...]), они крайне отличаются от того, что говорит Венедиктова. Что она не вмешивалась в процесс, не давала никаких указаний", - добавил депутат.

18 мая Стерненко пришел на допрос в СБУ, где его ознакомили с материалами дела о гибели Кузнецова и сообщили о том, что он имеет в нем статус потерпевшего. Сам активист предположил, что ему должны были сообщить о подозрении в умышленном убийстве, и помешали планам активисты, которые вышли под стены следственного управления СБУ.

Бывший генпрокурор Руслан Рябошапка утверждал, что его просили "повлиять" на расследование дела, чтобы отомстить активисту. А действующая генпрокурор Ирина Венедиктова заявляла о том, что "подозрение Стерненко будет в любом случае". Вопрос лишь в квалификации дела: умышленное убийство или убийство в рамках самозащиты.

Вечером 24 мая 2018 года на одесского активиста Сергея Стерненко напали недалеко от его дома двое злоумышленников. Во время столкновения активист получил ножевое ранение руки, а один из нападавших – смертельное ранение в область живота. Стерененко утверждает, что нанес ранения нападавшим ножом, который отобрал у них же.

Во время нападения на Стерненко был убит 25-летний Иван Кузнецов. Второго нападавшего – 30-летнего Александра Исайкула полиция отпустила в статуте свидетеля. Позже ему все же сообщили о подозрении, но в базе розыска СБУ его данных нет до сих пор. Это было уже третье вооруженное нападение на Стерненко. Во время первого он получил резаные раны, во время второго – огнестрельное ранение.

В октябре 2019 года дело Стерненко передали в следственное управление СБУ из-завозможной причастности одесских полицейских к организации нападения на активиста.

Стерненко и другие одесские активисты считают, что за террором против них стоят мэр города Геннадий Труханов и близкие к нему бизнесмен Владимир Галантерник и уголовный авторитет Александр Ангерт ("Ангел"), которые фактически монополизировали коррупцию в Одессе. А местные полиция и прокуратура фактически защищают интересы этой группировки.

Подробнее читайте в материалах обозревателя ZN.UA Инны Ведерниковой "Дело Стерненко. Хроники реванша" и "Подозрение, способное взорвать Украину?".