UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минздрав снял с себя ответственность за несоответствующие критериям опорные больницы — эксперт

При этом закончить программу по созданию опорных больниц в скором времени нереально.

Кабинет министров принял распоряжение "Об утверждении перечня опорных заведений здравоохранения в госпитальных округах на период до 2023 года", согласно которому 212 опорных больниц получат государственное финансирование в размере 1 миллиард гривень, хотя премьер Алексей Гончарук неоднократно заявлял, что на программу выделят всего 6 млн грн. Однако выбранные опорные больницы не совсем соответствуют необходимым критериям, пишет в своей статье для ZN.UA Алла Котляр. При этом Министерство здравоохранения фактически сняло с себя ответственность за выбор этих больниц.

Больницы, которые будут работать 24/7, должны быть доступными для пациентов и предоставлять практически весь спектр необходимых услуг второго уровня. Кроме того, в таких медучреждениях должно быть соответствующее оборудование и приемные отделения.

Однако, к некоторым выбранным больницам людям придется долго добраться по плохим дорогам, часть таких больниц расположена в очень старых зданиях. При этом для того, чтобы попасть в приемные отделения, необходимо подниматься по ступенькам. К тому же у больниц нет должного оборудования, но встречается грибок на стенах, отметила автор.

Согласно концепции госпитальных округов, госпитальные советы должны были выбрать медучреждения – многопрофильные больницы интенсивного заведения (МБИЛ) первого и второго уровней. Однако оказалось, что госпитальные советы мало что могут сделать, "поскольку люди у нас в самоуправлении не разбираются, договариваться не умеют и не хотят работать". Кроме того, в Украине очень мало полноценных больниц, которые отвечают критериям МБИЛ. Из-за этого глава Минздрава Зоряна Скалецкая решила определить опорные больницы.

Для этого отменили предыдущее постановление правительства о госпитальных округах и определили, что такой округ равняется области. Право выбора больниц предоставили Кабмину, а не госпитальным советам. Областные департаменты здравоохранения должны были передать Минздраву свои предложения. В свою очередь ведомству необходимо было обработать информацию и передать ее в Кабмин, который и утвердил перечень опорных больниц.

При этом Минздрав мог самостоятельно утвердить опорные медучреждения своим указом. Но такой сложной схемой ведомство сняло ответственность как с себя, так и персонально со Скалецкой. А всех собак в случае чего теперь можно повесить на премьер-министра.

К тому же, в президентской программе говорилось о создании опорных больниц, где будут предоставлять все виды медуслуг, а не только госпитальную и экстренную помощь. Однако, если учитывать статистику смертности в Украине от различных заболеваний, то становится ясно, что этот проект невозможно завершить в скором времени.

В стране на первом месте смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, – на втором от онкозаболеваний, на третьем – травмы. При этом для лечения сердечно-сосудистых заболеваний необходимы ангиографы и КТ, которые ставить в опорных больницах без серьезной реконструкции некуда. "Побелить-покрасить" в этом случае явно недостаточно. Нет и специалистов, которые могут с ними работать.

Онкологические центры и детские больницы, которые должны были бы быть в опорных больницах, вообще не предусмотрены. Однако есть четкий сигнал, что деньги нужно вкладывать в опорные больницы. Не в детей - будущее страны, и не в онкоцентры, чтобы спасать жизнь людей, а в опорные больницы, которые надо "побелить-покрасить", чтобы выиграть выборы. Таким образом МЗ просто убивает онкологию и детские больницы.

Детальнее о том, как именно собираются "реконструировать" 212 опорных больниц читайте в материале Аллы Котляр "Большое строительство: опорные больницы или потемкинские деревни?" для ZN.UA.