UA / RU
Поддержать ZN.ua

Между Минобороны и Генштабом есть немало разногласий по трансформации армии – эксперт

Валентин Бадрак указал на различия в формировании приоритетов.

На сегодняшний день Минобороны и Генштаб ВСУ реформируют сами себя. В январе они ознакомили общественность со своими взглядами на ключевые области трансформации армии. С одной стороны, обозначились контуры движения ВСУ и появились основания для дискуссии. С другой – обнаружилось наличие немалого количества разногласий между Минобороны и Генштабом, а в некоторых случаях – едва ли не противоположные взгляды на главные задачи.

В своей статье для ZN.UA директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отмечает, что рожденная Генштабом "Візія" или видение развития армии на ближайшие 10 лет, в первую очередь предусматривает обеспечение успешного сдерживания агрессора, тогда как главным ориентиром для военного министра остаются стандарты НАТО. Кто-то может заметить, что тут не так уж много противоречий. Особенно, на фоне отсутствия и у министра обороны, и у начальника Генштаба амбиций по созданию профессиональной армии.

Эксперт говорит, что другими словами, армия (по задумке нынешних военных руководителей) и через десять лет останется рабоче-крестьянским образованием с избирательным призывом, довольно низким уровнем мотивации и, как результат, - с низким авторитетом в обществе, зато высоким уровнем небоевых потерь.

Что касается оценки потенциальных боевых потерь, то они в значительной степени связаны со способностью перевести армию Украины на современные системы вооружения с акцентом на новые технологии. Потому есть смысл обратиться к предложенным приоритетам перевооружения. Послание Генштаба ВСУ включает значительную часть позиций перевооружения армии, в качестве приоритетов рекомендованных в 2019 году ЦИАКР и Украинским институтом исследований безопасности. Речь идет о вписанных в "Візію" "в первую очередь современных средствах разведки, радиоэлектронной борьбы, связи, ПВО, средствах огневого поражения (повышение их точности и дальности)".

Однако в Генштабе механически "отсекли" такие очевидные "технологические" направления как развитие беспилотных авиационных комплексов (БАК), наземных и морских безэкипажных боевых систем, а также создание единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) ВСУ. В свою очередь, Минобороны, заявив устами министра Андрея Загороднюка об изменениях подходов к формированию гособоронзаказа (ГОЗ), определило приоритетами развитие ВМСУ, средства ПВО, БАК, средства РЭБ, связь и автоматизацию.

Бадрак подчеркивает, что различия в формировании приоритетов очевидны. Также неясно, как при их формировании учитывались возможности приобретения необходимой техники. Например, позиция "Развитие надводной и сухопутной компоненты флота, включая противокорабельные, береговым арсеналом" (Минобороны) сложновыполнима, потому что закупка серийных ПКР "Нептун" и появление ракетных катеров возможны не ранее 2021-го. К тому же военные моряки не желают получать искусственно раздутую до слишком дорогой разработку "Кузницы на Рыбальском". Потому из Минобороны идут слухи о планах купить у США противокорабельные ракеты "Гарпун" вместе с береговыми ракетными комплексами. Неизвестно, оценивал ли кто-то, не обнулит ли такой шаг многолетние работы по "Нептуну". Также неизвестно, проводил ли кто экспертизу возможной закупки импортных катеров.

Схожая ситуация, по словам Бадрака, по средствам ПВО. ГосККБ "Луч" активно разрабатывает ЗРК дальностью до 50 км, Минобороны высказалось за закупки американских ЗРС Patriot и F-16. Возможно, в случае выхода на большие политические договоренности, такие решения были бы оправданы. Но сегодня, насколько известно, такую экспертизу никто не проводил. Последний раз серьезно думали о самолетах для украинских ВС ВСУ в 2008 году, рассматривая китайский планер и украинско-западные комплектующие. С другой стороны, если закупки ЗРС Patriot для Украины пока недостижимы по политическим причинам, приобретение F-16, с учетом подготовки инфраструктуры, пилотов и организации сервиса, уничтожит треть национальной оборонной промышленности.

Подробнее о нынешнем положении вещей в украинской армии читайте в материале Валентина Бадрака "Армия-2020: Между декларациями и реалиями".