Решение Совета нацбезопасности и обороны по АО "Укрзализныця" основывалось на отчете Службы безопасности Украины о нынешнем состоянии дел в компании.
Об этом сообщает "УНИАН" цитируя документ службы.
Основные показатели работы предприятия по всем ключевым направлениям оказались катастрофическими.
В блоке о материально-техническом состоянии компании говорится, что в капитальном ремонте нуждается более 11 тысяч или 31% от всех путей. Из-за аварийного состояния рельсов в 2021 году показатель схождения поездов вырос на 40% по сравнению с таким же периодом предыдущего года. Наиболее опасный случай имел место с поездом "Интерсити+" в марте текущего года возле Запорожья, когда с путей сошло шесть из девяти вагонов.
Изношен и постоянно сокращается тяговой парк, критическое состояние грузового парка вагонов. Средний уровень износа - 90%, до 2025 года будет списан каждый третий вагон, что может отразиться не только на финпоказателях "УЗ", но и на ВВП всей страны, поскольку миллионы тонн грузов не будут доставлены.
На конец 2020 года стоимость основных фондов компании сократилась на 31 млрд грн (-15%), а в долларовом эквиваленте на треть. Активы компании обесцениваются примерно на 10 млрд грн в год. Объемы капвложений уменьшаются, план освоения инвестиций недовыполнен на $1,1 млрд.
Искусственное занижение руководством компании фонда оплаты труда обычным рабочим "Укрзализныци" на фоне сокращения их количества и формального повышения продуктивности труда также является серьезным фактором. За 5 последних лет сотрудники в виде надбавок и премий недополучили порядка 44 млрд грн, из которых 8,9 млрд грн недоначислено тем, кто непосредственно занят обеспечением перевозок и их безопасности.
Критическая ситуация с обслуживанием долговых обязательств на общую сумму более 36 млрд грн. В текущем году должно быть возвращено порядка 8 млрд грн. основного долга.
Особое внимание в отчете СБУ уделили признакам уголовных правонарушений, которые совершали руководители "Укрзализныци" за последние несколько лет. Большая их часть касается госзакупок. За 2019-2021 годы по материалам органов СБУ по выявленным фактам злоупотреблений сотрудников УЗ зарегистрировано 237 уголовных производств (объявлено 101 подозрение, направлено в суд 35 обвинительных актов, по которым вынесено 20 обвинительных приговоров), общая сумма убытков по которым превышает 1 млрд грн.
В УЗ воровали на поставках запчастей сомнительного качества, эксплуатация которых в дальнейшем и приводит к трагедиям.
Среди других проблем:
- управленческий кризис с невозможностью найти эффективного главу компании уже который год,
- закупка электроэнергии по завышенным ценам,
- сокращение контейнерных перевозок в разы,
- неэффективное использование промышленных объектов, в частности, щебеневых карьеров,
- недоразвитость системы информационных технологий,
- медленная электрификация критических участков,
- преждевременное подписание договоров с ЕБРР на получение кредитных средств, из-за чего компания переплатила банку минимум 5 млн долларов.
Накануне СНБО инициировало введение временного руководства на "Укрзализныце" до избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления общества из-за критического состояния предприятия, которое "представляет угрозу нацбезопасности".
Ранее сообщалось, что перед судом предстанут 15 должностных лиц, которых Служба безопасности Украины обвиняет в хищении десятков миллионов гривень госпредприятия "Укрзализныця".
Ранее ZN.UA писало, что "Укрзалізниця" провела третий выпуск евробондов в своей истории. В компании заявили, что заем вовлечен под хорошие проценты, и вообще выпуск евробондов — это успех для государственного сектора. Но так ли это? Подробнее в статье Владимира Даценко "Долги "Укрзалізниці". Сколько еще протянет этот "локомотив"?