В 2010 году Виктор Янукович не имел права подписывать Харьковские соглашения поскольку они противоречили статье 17 Конституции Украины. В переходных положениях Конституции относительно использования существующих военных баз на территории нашей страны была сделана оговорка, которая в праве называются Ad hoc – то есть одноразовое действие на тот период, если немедленно не могут быть реализованы положения Конституции, подчеркнул бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин.
Шишкин на момент подписания так называемых «Харьковских соглашений» был судьей Конституционного суда Украины. Когда КСУ отказался толковать предписание Конституции Украины, согласно которому «не допускается размещение иностранных военных баз на территории Украины», Виктор Шишкин изложил, почему именно у КСУ не было оснований отказывать в открытии конституционного производства по делу по конституционному представлению народных депутатов.
"Ad hoc не может повторяться. Правовая природа Ad hoc в том, что он одноразовый и одномоментный", - сказал Шишкин в эфире Украинского института будущего с темой «Харьковские соглашения» как основания для привлечения к уголовной ответственности».
Он добавил, что в 14 пункте переходных положений вообще не было речи о будущих военных базах, а речь шла о базах, которые существовали на момент провозглашения независимости и достались Украине в наследство от Советского Союза.
В положениях написано "для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины, временно, то есть безусловно один срок, определенный в международном договоре Украины, заключенном на основании указанного пункта, и не может быть продлен во времени".
"Речь идет об имеющихся базах. В принципе, у тех, кто подписывал в 1997 году и те, кто ратифицировал документ в 1999 году [Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота] было конституционное право опираясь на пункт 14 переходных положений Конституции. Но было это право только один раз. В 1997 году подписали в 1999 году ратифицировали и после этого уже о 14 пункт можно было забыть ", - сказал Шишкин.
Он считает, что в 2010 году во время подготовки и подписания Харьковских соглашений была спекуляция на слове "продолжают", потому что были изменены сущностные составляющие пребывания Черноморского флота РФ в Крыму.
"Предварительный договор был подписан на 20 лет, Харьковские соглашения предусматривали уже 25 лет. Какое же продолжение, когда написано, что новый отсчет начинается с 2017 года? Были новые условия для отсчета и новый срок. Еще была прописана другая форма расчетов. Это не продолжение", - сказал он.
Шишкин видит в действиях тогдашнего президента Украины Виктора Януковича признаки государственной измены, которые предусмотренные статьей 111 УК, или же - предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины заключается в любой помощи в проведении подрывной деятельности против интересов Украины. При этой форме не имеет значения, как действовало лицо - по заданию иностранного государства или по собственной инициативе.
Также Шишкин посоветовал двум народным депутатам партии "Слуга народа" отозвать проект закона о "денонсации" "Харьковских соглашений" 2010 года, который они зарегистрировали. Шишкин рекомендует депутатам Александру Аликсийчуку и Олегу Дунде не продолжать заниматься этим, потому что “денонсировать можно то, что законно”. По мнению Шишкина, который на момент подписания Харьковских соглашений был судьей Конституционного суда, депутатам от "Слуги народа" или президенту Владимиру Зеленскому следует обратиться в КСУ и поставить вопрос о неконституционности этих соглашений, поскольку они прямо нарушают статью 17 Конституции. Эта статья запрещает располагать на территории Украины иностранных военных баз.
Отметим, что Госдума России денонсировала эти соглашения еще в марте 2014-го, а Путин сразу же подписал соответствующий закон о денонсации, включающий отмену действия не только Харьковского соглашения 2010 года, но и трех базовых соглашений по Черноморскому флоту в Крыму от 1997 года.
Напомним, 11 марта секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что Служба безопасности Украины изучит обстоятельства ратификации «Харьковских соглашений» и проверит всех 236 депутатов, которые их поддержали.
О том, кто готовил Харьковские соглашения и кто лжет, заявляя сегодня, что не голосовал за них тогда; есть ли прямая связь между захватом Крыма Россией и соглашениями, подписанными в 2010 году; почему в 2008 году Украина не приняла закон о выводе ЧФ РФ; какие сомнительные кейсы может вскрыть расследование и почему громкие дела могут тихо умереть, читайте в статье Татьяны Силиной «Не уйдет ли дело о Харьковских соглашениях в пароходный гудок?».