UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за автофиксации нарушений ПДД штрафовать будут не нарушителей, а владельцев авто – юрист

Собственнику автомобиля придет постановление со штрафом и ему останется написать "явку с повинной" и заплатить штраф (даже, если не он был за рулем).

С подачи МВД Кабинет министров принял целых три постановления и предложил Верховной Раде внести в некоторые законы изменения, направленные на усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения. Ключевое нововведение - фиксация нарушений в автоматическом режиме (Постановление КМУ от 10.10.2017 № 833).

В своей статье для ZN.UA кандидат физико-математических наук, юрист, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко отмечает, что автофиксация нарушений ПДД приведет к тому, что штрафовать будут владельцев авто, а не водителей, которые нарушили правила.

Эксперт пишет, что согласно документу, если хозяин авто или водитель "евробляхи" получил постановление о правонарушении, то не он, а тот, кто фактически управлял машиной, может обратиться в полицию с "явкой с повинной". Сергиенко указывает, что уже на этом этапе возникает ряд вопросов: во-первых, если это разные люди, то откуда реальный нарушитель узнает, что владелец авто получил постановление? Во-вторых, из документа следует что, обращение в органы не обязанность, а лишь предложение: может обратиться, может и нет.

"Отсюда вывод: если за рулем был не владелец авто, то Кабинет министров де-факто возлагает на владельца обязанность найти нарушителя и принудить его к написанию "чистосердечного признания". Фактически Кабмин превращает владельца в виртуального полицейского, следователя на общественных началах и народного дружинника из совкового прошлого одновременно", - пишет юрист.

"В п. 4 того же "Порядка обращения лица…", КМУ, с подачи МВД, уточняет: "Заявление подается заявителем при условии его идентификации". Из чего следует, что при автоматической фиксации должно быть точно установлено лицо, находившееся за рулем авто! Прекрасно, если так, но так ли это? Ведь никто не даст гарантии, что вместе с нарушением будет зафиксировано удостоверение личности водителя с его фотографиями анфас и в профиль. Скорее всего - просто снимок машины с номерами", - говорится в статье.

Как пишет автор, в 2015-м, с подачи КМУ Арсения Яценюка, в КУоАП вместо неконституционной статьи 14-1 была внесена дополнительная статья 14-2, регламентирующая ответственность за административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме и фактически повторяющая нормы статьи 14-1. Первая часть этой статьи вводила "презумпцию виновности" - ответственность за нарушение ПДД возлагалось не на водителя, его совершившего, а на "юридических и физических лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство"!

Далее в ст. 14-2 уточняется, что физлицо, на которое зарегистрирован транспорт или которое ввезло транспорт, освобождается от ответственности, если на момент совершения правонарушения таким транспортным средством управляло другое лицо. А вот юридическое - не освобождается. Последняя часть этой статьи еще интересней - если машина передана в управление (владение и пользование) другому лицу, то… именно оно несет ответственность за нарушение ПДД, а не тот, кто в действительности управлял автомобилем.

"Окончательно заколачивает гвоздь и расставляет точки под знаками вопросов статья 122 того же КУоАП, перечисляющая все возможные виды нарушений ПДД и размеры штрафов, которые за это предусматриваются… Если указанные в статье нарушения совершены лицом, которое управляло автомобилем в момент нарушения, то нарушитель - именно это лицо, но если это же нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, то нарушителем является тот, на кого зарегистрирован автомобиль!", - пишет Сергиенко.

Он также указывает, что, судя по Постановлению КМУ № 883, никто не собирается устанавливать "личность нарушителя", а "все рецепты министра МВД сводятся к предложению: напишите заявление, что вы признаете свою вину".

"А как же будет действовать Нацполиция, если "виновный" не написал заявления? Да просто - по давно известной статье 258 КУоАП: "В случае выявления административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированного с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств… протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Копии постановления … направляются лицу, привлекаемому к административной ответственности, в течение трех дней со дня вынесения такого постановления". То есть, без лишней бумажной волокиты некое лицо получит постановление о немалом штрафе", - отмечает юрист.

"Собственнику автомобиля или водителю "евробляхи" придет постановление со штрафом и ему останется написать "явку с повинной" и заплатить штраф (даже, если не он был за рулем) или в один прекрасный день его остановят (с помощью тех же средств автоматического наблюдения) и арестуют машину за неуплату штрафа со словами: "Сочувствуем, но вы - в базе"…", - подытоживает автор.

Подробнее о введении и особенностях автоматической фотофиксации и новых штрафах за нарушение ПДД читайте в материале Александра Сергиенко "Спасут ли украинцев 50 км в час, или Новогодний "подарочек" от МВД" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".