Местные рады продолжают обращаться к президенту Украины Владимиру Зеленскому, чтобы он ветировал закон №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности». Как сообщили в Ассоциации городов Украины, соответствующие обращения приняли уже более двух десятков местных рад.
В частности, соответствующие решения уже приняли:
- Стрыйская городская рада (Львовская область);
- Великодальницкая сельская рада (Одесская область);
- Кролевецкая городская рада (Сумской области);
- Гайворонская городская рада (Кировоградской области);
- Городнянская городская рада (Черниговской области);
- Ивано-Франковская городская рада;
- Путивльская городская рада (Сумской области);
- Кагарлыкская городская рада (Киевская область);
- Каменец-Подольская городская рада (Хмельницкая область);
- Лубенская районная рада (Полтавская область);
- Луцкая городская рада;
- Львовская городская рада;
- Медвинская сельская рада (Киевская область);
- Мирогощанская сельская рада (Ровенской области);
- Червоноградская городская рада (Львовская область);
- Белопольская городская рада (Сумской области);
- Винницкая городская рада;
- Ворожбянская городская рада (Сумской области);
- Райгородокская сельская рада (Житомирская область);
- Кременчугская городская рада (Полтавская область);
- Черниговская районная рада;
- Черниговская городская рада;
- Черновицкая городская рада;
- Славутская городская рада (Хмельницкая область).
14 декабря Рада минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – приняла в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – За жизнь», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта всего за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.
В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.
Скандальный законопроект №5655 показал, что действующая украинская власть не слышит граждан. Им общественность лишили права влиять на застройку собственных городов, и попытались подорвать доверие западных партнеров как к НАПК, которое завыло «учет всех антикоррупционных замечаний» и не провело повторной экспертизы законопроекта накануне второго чтения, хотя документ был изменен на 80%. Почему так произошло и насколько важна позиция президента, который может ветировать коррупционный закон, в статье «Что нужно знать президенту, прежде чем подписывать законопроект №5655» рассказывает Георгий Могильный.