На что опираться, чтобы объективно разобраться в земельном вопросе? Об этом и многом другом в своем интервью ZN.UA рассказал глава Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак.
"При личной встрече 10 октября в присутствии главы офиса президента я подробно и в самых мелких деталях пояснил свою позицию главе государства, рассказывает Николай Стрижак. - Более того, президент получил полную историческую справку плюс на руки все документы, связанные с описанием классической земельной реформы в исторической ретроспективе. После чего Владимир Зеленский твердо сказал, что я помог ему обозначить красные линии, за которые он не будет заходить ни при каких обстоятельствах".
"Тем не менее через месяц, 13 ноября, закон об обороте земель был принят в первом чтении, а президент в приветственном обращении к народу назвал это событие днем освобождения от рабства, - продолжает глава Ассоциации. - Значит, Владимир Зеленский руководствуется какими-то другими факторами и преследует другие цели. В связи с тем, что у него есть определенные обязательства. Я еще не могу сказать, перед кем лично или перед каким сообществом. Но когда человек знает и понимает, что нужно делать, и поступает прямо противоположно, значит, он находится под давлением".
"Земля - это тест для любой власти, - уверен Стрижак. - Потому что здесь мы сталкиваемся с основным противоречием, которое всегда было и будет: между собственниками земли и теми, кто живет и работает на этой земле. Человечество исторически нашло два выхода для преодоления этого противоречия. Первый - это реформа, а второй - бунт, плавно переходящий в революцию".
"В нашей Конституции записано, что народ Украины - собственник украинской земли, - говорит фермер. - Но мы все прекрасно знаем, что земля не товар, потому что мы ее не производим. Она нам дана Богом, историей… Поэтому земля имеет ценность, но не имеет стоимости. В Европе никто землю не продает. Продают право ее использования. Более того, земля должна двигаться от менее успешного к более успешному производителю. Кто бы им ни был".
"Возникшее противоречие между теми, кто живет и работает на земле, и теми, кто ею владеет, принятый закон не только не решает, а еще больше обостряет, - утверждает Николай Стрижак. - Нам предлагают вариант в 210 тысяч гектаров в одни руки, в результате чего двести человек могут скупить всю землю. Да еще не только украинцы, которые здесь живут и работают, но и иностранцы, "зашитые" в "тело" юридических лиц.
Были ли такие прецеденты в мире? Были. Болгария, к примеру, ввела рынок земли, в результате чего 22 человека скупили основную массу земли, среди которых нет ни одного болгарина. Аргентина, Бразилия… На сегодняшний день ввели мораторий на продажу земель в странах Балтии в качестве заслона от экспансии Пенсионного фонда Швеции, начавшего активно скупать их земли. В Польше третий год действует такой мораторий. Потому как западную часть Польши начали скупать одни и те же люди. Польша мгновенно отреагировала".
"Очевидна тенденция европейских стран, которые скупают землю обратно в государственную собственность. В той же Америке еще каких-то пятнадцать лет назад 40% земли принадлежало государству, 60 - частнику, - продолжает фермер. - Сейчас 50/50. То есть тенденция очевидна. Цивилизованный мир, пройдя определенный путь, открыл глаза и ищет механизмы удержания земли в рамках государства. А мы, наоборот, решили безоглядно землю продать. Мы говорим спецам от власти: объясните нам на конкретном примере КПД такого шага. Не могут объяснить. Что-то там рассказывают о росте ВВП, но это абсолютно не связанные вещи".
"Президент четко обозначил, что он строит демократическую страну. Так? Демократия же начинается там, где средний класс превышает половину трудоспособного населения, в том числе и в селе. Что является средним классом в селе? Семейное фермерское хозяйство. И президент согласился с тем, что государство должно поддерживать мелкие фермерские хозяйства где-то в 20–100 гектаров. Если, к примеру, взять всю Европу и разделить на количество действующих фермерских хозяйств, то в среднем получается 18 гектаров на одно хозяйство. Мы, как вы знаете, с учетом сложившейся напряженной ситуации согласны даже на 100 гектаров в одни руки.
Но этот закон и эта цифра предлагают нам даже не неофеодальные условия на селе, от которых мы в последние два года только начали отходить, а глубокие рабовладельческие отношения. Когда двести человек становятся собственниками всей Украины", - заключил Николай Стрижак.
Подробнее читайте в материале Инны Ведерниковой "Николай Стрижак. История о фермере и президента" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
Полную видеоверсию интервью с Николаем Стрижаком смотрите здесь