UA / RU
Поддержать ZN.ua

Генпрокуратура отказалась собирать доказательства против Мангера и внезапно завершила расследование - адвокат Гандзюк

Генпрокуратура, решив передать дело в суд, собирается опираться на старую доказательную базу, собранную еще при Луценко. Что при наличии трех месяцев возможного продолжения досудебного расследования, - нонсенс.

Автор: Инна Ведерникова

После брифинга, где Генрокуратура победно отрапортовала о завершении досудебного расследования дела Гандзюк и передачи его в суд, ZN.UA обратилось за комментарием к адвокату потерпевшей стороны Евгении Закревской.

- Евгения, вы можете прокомментировать решение Генеральной прокуратуры завершить досудебное расследование и передать дело в суд?

- До завершения установленного срока досудебного расследования еще есть три месяца. Я не знаю ни одного следователя или прокурора, которые бы в нормальной ситуации не предприняли попытку использовать это время на то, чтобы собрать дополнительные доказательства, провести необходимые следственные действия. И передать в суд дело, которое там не развалится, а превратится в законный и справедливый обвинительный приговор.

- Чем вы можете пояснить такое решение следствия?

- Тому, что произошло сейчас, у меня нет разумных пояснений. Я не считаю, что завершение сейчас расследования в интересах дела. Скорее в интересах подозреваемых. Мне сложно сказать, что могло заставить следователей и прокуроров отказаться от возможности получить необходимые доказательства и повысить вероятность обвинительного приговора.

Запланированные следственные действия, которые должны были состояться, проведены не были. Следственные действия, которые были согласованы по ходатайству потерпевших тоже, не состоялись. Ничего из того, для чего с таким трудом продлили срок следствия до июля сделано не было.

Зато мне очевиден в этом исключительно интерес обвиняемого. Передать дело в суд "как есть", без сбора дополнительных доказательств, было основным требованием адвокатов Мангера.

Для меня очевидно выполнение прокуратурой требования стороны защиты обвиняемого. На не известных мне условиях.

- Вы можете уточнить какие линии дела следствие могло еще развивать, чтобы подкрепить доказательную базу?

- Нет, в интересах стороны потерпевших я не могу этого сделать.

- В обращении инициативной группы "Хто замовив Катю Гандзюк?" есть информация, что Левин отказался сотрудничать со следствием и никаких показаний не дал. Это так? И насколько это чревато рисками в суде для потерпевшей стороны?

- Любое сотрудничество предполагает последующий определенный набор следственных действий. Если бы он согласился, то должны были быть проведены следственные эксперименты и допросы с моим участием. Ничего этого не было. А если их провели без ведома потерпевшей стороны, то это, мягко говоря, очень странно.

- Получается, что заявления заместителя генпрокурора Симоненко, о том, что следствие в течение этого времени работало не покладая рук и собирало доказательства, - ложь?

- Я не знаю, может следователи и работали. Вопрос в том, почему еще не доработали три месяца. И почему нет видимых для потерпевшей стороны результатов этой работы. Точнее я могу сказать, когда мы ознакомимся с материалами. Но я точно знаю, что есть ходатайства, по которым не проведены те следственные действия, о которых я просила.

- Сделаны достаточно громкие заявления, названы конкретные имена заказчиков. Прокуратора, решаясь на неизвестных условиях на развал дела, готова пожертвовать своей репутацией и репутацией президента?

- Никаких громких заявлений не прозвучало на самом деле. Все имена давно названы и озвучены. Никакого нового свидетеля они не назвали. То есть они собираются опираться на старую доказательную базу, собранную еще при Луценко. Что опять-таки при наличии трех месяцев возможного продолжения досудебного расследования, - нонсенс.

- Какие ваши дальнейшие действия?

- Знакомиться с материалам дела и по результатам подавать ходатайства и жалобы.

Как сообщалось Офис генерального прокурора решил завершить расследование в отношении ключевых фигурантов дела Гандзюк, а именно Владислава Мангера и Алексея Левина. Участники инициативы "Хто замовив Катю Ганлзюк?" назвали такие действия ОГП "сливом дела". В частности, активисты отметили, что единственное логичное объяснение это "информация о том, что Мангер собирал деньги, подтверждается. Собрал. Занес. Договорился".

16 марта подозреваемого в организации убийства Гандзюк Алексея Левина самолетом доставили в Киев, украинский суд отправил его под арест на две недели. Задержание и экстрадиция из Болгарии Левина стали во многом заслугой команды прокуроров под руководством Виктора Трепака.

Однако 30 марта новая руководительница Офиса генпрокурора Ирина Венедиктова подписала заявление Виктора Трепака об отставке. Сам Трепак в комментарии ZN.UA, пояснил, что подал в отставку по собственному желанию еще 27 марта. Такое решение замгенпрокурора принял после того, как Венедиктова изменила функциональные обязанности заместителей и отстранила Трепака от всех дел, которые расследует СБУ, в том числе от дела о нападении на общественных активистов – Екатерину Гандзюк, Сергея Стерненко и других.

Заказчиками преступления отец убитой активистки Виктор Гандзюк называл главу Херсонского облсовета Владислава Мангера, экс-главу Херсонской ОГА Андрея Гордеева и его бывшего заместителя Евгения Рищука. Из них троих подозреваемым в деле проходит только Мангер.

Однако реальные сроки получили только исполнители преступления: Виктор Горбунов, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский и Никита Грабчук, а также их главарь Сергей Торбин ("Опер").

Екатерина Гандзюк умерла 4 ноября 2018 года в киевской больнице. Официальная причина смерти: полиорганная недостаточность и химические ожоги 39% тела в результате нападения с использованием химического вещества (серной кислоты).

Подробнее читайте в материале Инны Ведерниковой "Дело Гандзюк. Слово предоставляется прокурору" для ZN.UA.