Политики и бизнесмены соберутся в среду примерно в 2,5 тысячах километров от линии фронта, чтобы обсудить, что в долгосрочной перспективе будет столь же важным для Украины, как и битвы сейчас. Двухдневная Конференция по вопросам восстановления Украины в Лондоне не позиционируется как мероприятие, направленное на «привлечение средств».
«Но она должна послать очень четкие сигналы: что будет существовать надежный план восстановления Украины после войны, а также структуры для его реализации, поступят необходимые суммы, и что страна постепенно станет безопаснее для инвестиций», - пишет Financial Times в редакционной статье.
Всемирный банк оценил стоимость восстановления и реконструкции Украины после первого года российской войны в 411 миллиард долларов. Это вдвое больше, чем довоенный украинский ВВП. Но цифра была рассчитана еще до начала контрнаступления Киева и до катастрофического уничтожения Каховской дамбы.
Поскольку Россия все еще бьет по инфраструктуре и придерживается стратегии выжженной земли при отступлении, окончательные расходы могут превысить триллион долларов. Международное финансирование со стороны государственного сектора должно стать основой усилий по реконструкции. Но поскольку ожидается, что частный сектор будет играть центральную роль не только в выполнении работ, но и в их финансировании, мобилизация частных инвестиций будет необходима в беспрецедентных масштабах. Чтобы обеспечить необходимое финансирование нужно сделать несколько шагов, которые укрепят уверенность в том, что послевоенная Украина будет «инвестиционно привлекательной».
Во-первых, необходимо обеспечить ясность относительно того, кто из стран-доноров, агентств, международных финансовых институтов и организаций развития будет отвечать за что и откуда будут поступать государственные средства.
«В этом году G7 уже создала Межведомственную донорскую координационную платформу. Но необходима институциональная основа, которая гарантировала бы, что Украина будет отвечать за отбор и управление проектами. Но она должна быть организована таким образом, чтобы дать донорам прозрачность и гарантии того, что деньги будут потрачены должным образом», – пишет Financial Times.
Вторым приоритетом станет обеспечение страхования от военных рисков для покрытия потерь иностранных и украинских инвесторов. Потенциально это можно сделать через международные денежные организации и экспортно-кредитные агентства. Такое страхование могло бы облегчить иностранному бизнесу путь к развертыванию ресурсов еще до окончания войны. Первоочередные потребности в восстановлении оцениваются в 14 миллиардов долларов только в этом году.
«В-третьих, нужны гарантии того, что реформы и дальше будут развивать институциональную способность Украины поглощать и использовать такие суммы, а также будут продолжать сдерживать длительную эндемическую коррупцию. Они должны быть связаны с амбициями Киева по вступлению в ЕС», – отмечает издание.
Организация из 27 стран справедливо признала Украину кандидатом на членство, но поставила 7 условий, в том числе судебной реформы и борьбы с коррупцией, которые нужно выполнить, прежде чем начнутся официальные переговоры о вступлении.
ЕС также начал пересмотр своего процесса принятия новых членов. Союз думает над тем, чтобы предоставлять странам постепенно более глубокую интеграцию по мере того, как они завершают последовательные этапы переговоров.
«Последним кусочком мозаики должны стать гарантии безопасности или обязательство предоставить Украине средства для сдерживания будущих российских нападений, которые НАТО будет обсуждать на саммите в Вильнюсе в следующем месяце. Даже имея страхоку на случай войны, частный бизнес не приступит к большим проектам, если Украина будет находиться в состоянии «замороженного» конфликта, а Россия будет способна возобновить свою агрессию», - говорится в статье.
США пока не спешат предоставлять такие гарантии. Однако оружие и деньги, которые западные союзники вливают, чтобы помочь Украине выиграть войну, будут бесполезны, если они позволят ей потерять мир.