UA / RU
Поддержать ZN.ua

Физико-математическое образование в Украине: Как и почему его нужно развивать

Ирина Жданова уверена, что физмат образование – это свобода выбирать как и где работать. И главное – как жить.

Образовательная реформа, пандемия и война поставили под угрозу существование отечественных физико-математических школ. В своей статье для ZN.UA «Зачем нам физика и математика во время войны?» основательница Научного лицея/пансиона «Международная зеленая школа им. К. Чурюмова» и координатор Гражданской платформы по реформированию научной сферы Украины Ирина Жданова объяснила, как и почему нужно немедленно принимать стратегические решения по развитию качественного физико-математического образования.

«Государству фундаментальное образование обеспечивает национальную безопасность. Выпускники этих школ работают в ІТ, владельцы и ТОП-менеджеры высокотехнологичных кампаний. Наполняют госбюджет и создают рабочие места. Для родителей самая выгодная инвестиция – фундаментальное образование ребенка, которое будет свободным, самодостаточным и конкурентным на рынке труда 2030+», – пояснила Жданова.

К тому же, сегодня в Украине происходит не только третья мировая война, как ее называют эксперты, но и первая мировая кибервойна. И она, как отметила автор, не закончится ни через год, ни через пять лет.

«Она является двигателем инноваций. А значит, есть и будет потребность в молодежи с фундаментальным физико-математическим образованием», – пишет Жданова.

Кроме того, специалисты по физмат образованию служат в кибервойсках, создают нетворкинг, где действуют тысячи украинцев и иностранцев. Автор отметила, что хотя большинство не имеет специализированного физмат образования, но архитекторами являются именно специалисты со знаниями физики и математики.

Выпускники физматов являются основателем наукоемкого бизнеса. Поэтому физмат образование – это не только об ученых и учителях. Это о свободе выбирать, как и где работать. И главное – как жить», – отметила Жданова.

По ее словам, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с физико-математическим образованием нужно развивать открытое партнерство государственных, частных, общественных школ и бизнеса. И делать это нужно высокотехнологично.

Жданова объяснила, что для этого следует внедрить долговременные инвестиционные программы от бизнеса и оборонной сферы для физико-математических школ. По словам автора, средства доноров должны быть направлены в устойчивые/resilience проекты.

«Обучать программированию нужно с детского сада. Для начальной школы разработать программы по профильной математике. С 5 класса – проекты по стартаперству и искусственному интеллекту совместно с ІТ-кампаниями. Это должно быть государственным стандартом образования научного толка. Субвенции государственным и частным школам, в которых в начальной школе готовили бы детей к усвоению стандарта специализированного физмата образования в 5 классе. Олимпиадное математическое движение на уровне всей страны из начальной школы. Доступна олимпиадная математика и физика», – добавила Жданова.

Автор также добавила, что нужно создать отечественные интерактивные учебники по профильной математике, по физике для 5-7 классов, для начальной школы. Причем они должны быть адаптированы под онлайн и оффлайн обучение. Также следует создать соответствующие каналы на YouTube на украинском языке, перевести хорошие зарубежные учебники, дать гранты ученым-популяризаторам математики, физики на эту работу.

«Начать наконец-то серьезную подготовку учителей математики и физики. На уровне педагогических колледжей включительно. Развитие частных школ и свободный рынок труда создал уникальную возможность во время войны мотивировать учителя математики, физики, начальной школы, ведь хороших специалистов разбирают частные школы», – добавила автор.

Читайте также: ВНО-2022: Нет никакой специальности, для которой обязательным предметом является физика

Напомним, хотя до войны в украинском образовании доминировали тенденции отказа от основательного изучения математики, а иногда даже от отказа от предмета, война указала на необходимость знания ее базы не только для технологов и экономистов. В частности, в Украине скудное количество знающих математику выпускников недостаточно даже для нужд сектора ІТ, поэтому стране нужно принять ряд мер по поддержке получения базовых знаний (не только по математике) для школьников всех возрастов и для взрослых.