По словам заместителя министра юстиции Украины Елены Высоцкой, судебные процессы над российскими военнопленными влияют на обмен. О том, как именно, она рассказала Татьяне Безрук в интервью для читателей ZN.UA.
Высоцкая объяснила, если идет судебный процесс или есть решение суда — необходимо так оформить документы, чтобы они соответствовали обмену. И для этого принято соответствующее постановление об осужденных, которых можно обменять.
«Если приоритет — вернуть каждого героя, то придется жертвовать наказанием конкретного преступника. Да, он поехал на обмен, но кто-то приехал домой», - отметила замминистра юстиции.
По ее словам, документ постановления с грифом ДСК: «Для служебного пользования», то есть к нему есть доступ у ограниченого количества людей.
Чиновница пояснила, что принятие решения об обмене конкретного человека имеет преимущество над решением суда о его обвинении, и он из учреждения исполнения наказаний может поехать на обмен.
Высоцкая также рассказала, какое количество россиян пошло на обмен после 24 февраля. По ее словам, это примерно 700 человек, если сложить все обмены.
Однако заместитель министра юстиции подчеркнула, что не стоит сейчас говорить о том, сколько военнопленных было, например, на первое августа в участках и в лагере, ведь такая информация может навредить.
«Кто-то может не понимать, почему это может навредить, но не забывайте: война идет на нашей земле и взять в плен необходимое количество людей, «добрать», — россиянам очень легко. Они не пренебрегают гражданскими: активистами, волонтерами, врачами, должностными лицами местного самоуправления», - подчеркнула Высоцкая, добавив, что говорить о количестве пленных, когда ведутся активные боевые действия и идут переговоры, опрометчиво.
Замминистра юстиции также пояснила, что обмен пленными — это подвижный процесс.
«Во-первых, это всегда движение, потому что обмены происходят и кто-то идет. Во-вторых, преимущество России в том, что она за ночь может пленить ровно столько, сколько захочет», - подчеркнула Высоцкая.
Она также добавила, что РФ может срывать договоренности.
«У нас неадекватна другая сторона. Есть срывающиеся договоренности, обмены не происходят по непонятным причинам, просто по факту они не происходят», - заявила заместитель министра юстиции.
Высоцкая также рассказала, возмущает ли ее тот факт, что нужно выбирать между возвращением украинских военных и установлением справедливости над преступниками. Она заявила, что имеет четкий приоритет.
«Просто человек взял оружие и пошел нас с вами защищать. Попал в плен. Мы не можем не сделать все, чтобы его вернуть. Ну, он же пошел нас защищать. Если мы выберем наказание преступников, нас не будет. Все, кто нас защищает, это герои, и наша работа заключается в том, чтобы потом защитить их», - отметила Высоцкая.
Стремясь привлечь к ответственности РФ, украинские власти и юристы-международники работают над созданием Специального трибунала, который будет рассматривать преступление агрессии России против нашей страны. Удастся ли Киеву реализовать эту инициативу? Поддержат ли ее другие страны? О сложностях создания Спецтрибунала читайте в статье Владимира Кравченко «Как наказать Путина за войну с Украиной?».