Начиная с весны 2020 года, министр здравоохранения Максим Степанов декларировал, что ведет переговоры с производителями вакцин. За это время к декабрю прошлого года обеспечить население вакцинами смогли не только богатые Канада, США и страны ЕС. Договоры на предзаказ заключили, например, Эквадор, Коста-Рика, Панама, Ливан, Перу, Филиппины, Марокко.
Причем, как правило, каждая из стран имеет портфолио из вакцин, изготовленных по разным технологиям (РНК/ДНК, инактивированный вирус, ослабленный вирус, векторная, белковая). Это важно, потому на данный момент достоверно неизвестно, какая из вакцин покажет наибольшую эффективность в создании устойчивого коллективного иммунитета.
Украина же за все это время смогла заключить лишь один контракт на поставку 1,9 млн доз, что могло бы обеспечить вакцинацией 957 тысяч украинцев из 38 миллионов, то есть всего около 2,5% населения, пишет редактор отдела социум ZN.UA Алла Котляр.
Еще 8 млн доз вакцины от инициативы COVAX, куда Украина подала первую часть заявки только 7 декабря 2020 года, обеспечат потребность в ней 4 млн украинцев, то есть еще 10% населения. Но и эти вакцины вряд ли поступят в Украину раньше марта.
Между тем, как утверждают специалисты БО «100% Життя», кроме организационно-политических, есть и другие проблемные моменты, которые могут стать барьером для вакцинации украинцев от COVID-19.
Во-первых, Государственный бюджет на данный момент предусматривает дополнительную отдельную статью «Проведение вакцинации населения от COVID-19», на которую выделено 2,6 млрд грн сверх бюджетных расходов Минздрава. Но, как и в 2020 году с ковидным фондом, в бюджете-2021 не определено, на что именно должны быть потрачены эти средства.
«Программой медицинских гарантий не предусмотрены отдельные пакеты на вакцинацию от коронавируса, однако, учитывая дорожную карту по внедрению вакцины, такой пакет технически должен быть, ведь подобная прививка не входит в Календарь вакцинации и не покрывается ни одним пакетом медуслуг», - отмечает автор.
Однако Госбюджет сформирован без учета финансирования пакета медуслуг по вакцинации от коронавируса. Также отсутствует нормативное регулирование распределения и использования вакцин, полученных за счет других, не государственных средств.
Во-вторых, много вопросов вызывает предложенная приоритезация групп риска, которые в первую очередь получат доступ к вакцинам. Украинский сценарий существенно отличается от подхода европейских государств.
Особенностью является то, что в дорожную карту вакцинации включены не исключительно физиологические факторы для определения групп первоочередной вакцинации (возраст, наличие сопутствующих заболеваний), а субъективные и политические.
Например, по сравнению с людьми в возрасте от 60 до 64 лет и взрослыми от 18 до 59 лет с сопутствующими заболеваниями, находящимися в группе риска по развитию осложнений и смерти от ковида, приоритет имеют работники критически важных структур госбезопасности: ГСЧС, Нацполиция, Нацгвардия, СБУ, военнослужащие ВСУ, МВД.
В-третьих, на сегодняшний день в Украине не подана ни одна заявка на регистрацию иммунобиологических препаратов, а существующие процедуры позволяют зарегистрировать в ускоренном режиме только два из них – Moderna и Pfizer.
При этом в национальном законодательстве отсутствует действенный механизм выдачи разрешения на использование вакцин, находящихся на финальной стадии исследований (аналогичный Emergency Use Authorization в США или Emergency Use Listing в ВОЗ).
«Учитывая глобальный дефицит вакцин и отсутствие заинтересованности производителей в данный момент поставлять вакцину в Украину, регистрация этих препаратов, и, соответственно, доступ к ним украинцев может быть усложнен», - отмечают специалисты.
В-четвертых, действующее законодательство не содержит необходимых исключений для освобождения вакцин против COVID-19 от прохождения процедур импортного контроля, сроки проведения которых могут негативно отразиться на возможности соблюдения холодовой цепочки хранения вакцин.
Хотя в конце декабря президентом и был подписан закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении профилактики коронавирусной болезни (COVID-19)», принятый Верховной Радой 4 декабря, некоторые моменты остались в нем неучтенными.
В немалой степени ситуация с вакцинированием украинцев стала возможной из-за перманентной войны министра здравоохранения Максима Степанова с директором ГП «Медзакупки Украины»Арсеном Жумадиловым. В июне пришлого года Кабмин обязал госпредприятие согласовывать с Минздравом все характеристики товаров к закупке, а также проекты договоров – фактически в ручном режиме и под давлением.
Однако в сложившейся ситуации виноват далеко не только министр здравоохранения Степанов. Так, президент Владимир Зеленский еще в начале апреля обещал миллион долларов изобретателю вакцины или лекарства от COVID-19, в конце июля – что Украина будет среди первых стран, которые смогут закупить вакцину, а 1 октября – что контракты на поставку в Украину будут, как только в той или иной стране появится вакцина
«Время шло, чудо не происходило, в декабре в интервью «Нью-Йорк Таймс» Владимир Зеленский признал, что страна находится в сложном положении, так как пока не смогла договориться о начале поставок вакцины против коронавируса со своими западными партнерами; выразил разочарование в связи с распоряжением Трампа о запрете экспорта вакцин и не ответил прямо на вопрос журналиста, собирается ли Украина брать ее у России», - напоминает Котляр.
Признаться в своей вине Банковая очень боится, пытаясь переложить провал кампании по вакцинации в Украине на США и Европу, а внутри страны аккумулировав весь негатив на министре здравоохранения Степанове.
Подробнее о том, стоит ли Украине надеяться на то, что утвержденный в конце декабря прошлого года план вакцинации будет выполнен, читайте в статье редактора раздела «Социум» Аллы Котляр «Антидела» для читателей ZN.UA.