UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт оценила эффективность судов над плагиаторами в борьбе за академическую добропорядочность

Механизмы борьбы с плагиатом в Украине пока не работают.

В научно-образовательной среде Украины сложилась ситуация, когда и уже введенные, и активно предлагаемые направления, методы и механизмы не срабатывают, а преимущественно вызывают негодование, непринятие их профессиональным сообществом. Вместо этого растет разочарование, усталость, раздражение, отмечает доктор филологических наук Элеонора Шестакова.

Общеизвестно, суды не решают, кто является плагиатором, фальсификатором, кто - настоящим ученым, профессиональным преподавателем, а работают с нарушением процедурно-процессуальных норм и требований.

В суд с уже выявленными фактами плагиата можно подать только в рамках закона об авторских и сопредельных с ними права. И если Минобразования, Нацагентство по обеспечению качества высшего образования или особенно ВУЗ захотят наказать нарушителя норм академической добропорядочности (плагиат, фальсификация, манипуляции данными со стороны соискателей научных степеней и званий, авторов, напечатавших сплагиированные статьи в научных изданиях конкретного вуза или НИИ), их ждет сложная и кропотливая процедура.

В частности, истцам придется разыскивать реальных авторов сплагиированных текстов и уговаривать присоединиться к судебному иску.

Но даже если администрация вуза и коллеги поддержат преподавателя, что будет на практике? С каждым рефератом/курсовой/магистерской идти в суд? И кто будет истцом - преподаватель, который выявил плагиат или фальсификацию; кафедра; лаборатория, в которой выполнялась и должна была защищаться работа; администрация ВУЗа? Кто будет оплачивать судебные издержки и труд адвокатов? Что будет со студентом, которого обвиняют в нарушении норм?

По мнению автора, судебные процессы по вопросам академической добропорядочности могут стать массовым явлением и породить систему юристов, специализирующихся на этих вопросах, но они не будут способствовать профессиональному росту научно-образовательной среды, не будут ценить в ней нормы и принципы цивилизованного профессионального существования.

Читайте также: Слежение и угрозы изнасилования: активистка, которая разоблачила Шкарлета на плагиате, рассказала о последствиях своего поступка

Борьба с плагиатом давно стала темой номер один в науке. И хотя небезразличная общественность держит руку на пульсе, можно констатировать: к сожалению, сегодня не работают ни те механизмы борьбы с ним, которые уже приняты, ни те, что обсуждаются. А разбирательство плагиатных дел в судах вообще может превратить серьезную проблему в шоу. Почему так произошло - читайте в статье Элеоноры Шестаковой «Пандемия непрофессионализма и безответственности» в ZN.UA.