UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт заявил, что доноры реформы госуправления платят за "художественную гиперболу"

ZN.UA запустило видео - проект "ZN-Календар" о людях, которые живут для других.

Эксперт по госуправлению Андрей Вишневский стоял у истоков реформы госслужбы и госуправления. Личная и профессиональная история этого чиновника со стажем, которую он рассказывает в своем интервью, основательно дополняет картинку того, как на самом деле "реформируется" Украина, которая "стремится" в Европу.

"Ни нынешний премьер Владимир Гройсман, ни его предшественник Арсений Яценюк, не проявили должной личной политической заинтересованности в продвижении реформы, - говорит Андрей Вишневский. - А без этого ключевого фактора невозможно было сломить сопротивление реформе со стороны министерств и других центральных органов исполнительной власти. Все министерства нуждаются в радикальном реформировании, они за три года реформы должны были стать компактными и заниматься исключительно разработкой государственной политики".

"Пытаться реформировать только половину из существующих министерств - большая ошибка, - убежден эксперт. - Кабмин и все его министерства должны функционировать как единое целое, как единый механизм формирования и реализации государственной политики. Но даже в десяти пилотных министерствах новые генеральные директораты вводились рядом и параллельно с нереформированной оргструктурой. Изначально была заложена мина между новым и старым в рамках одного министерства. И эту угрозу увеличила еще и значительная разница в заработной плате "новых" и "старых". В результате создана потенциально конфликтная почва, располагающая к отношениям вражды между разными подразделениями в рамках одного министерства".

"Госсекретари - это самый болезненный вопрос, - продолжает Вишневский. -Разделение политических и административных должностей состоялось на бумаге, но государственные секретари так и не нашли своего места ни в системе управления государственной службой в министерствах, ни в процессе координации и менеджмента государственной политики. А ведь именно государственные секретари должны были стать основными организаторами выработки государственной политики в министерствах, стать главными профессиональными советниками министра как политической фигуры по всем вопросам в сфере его или ее ответственности. Именно поэтому в законе выписана норма о назначении госсекретаря на пять лет. И увольнение госсекретаря не может быть связано с увольнением министра. Напротив - госсекретарь должен передавать дела и готовить новоназначенного министра ко вступлению в должность, вводить его или ее в курс дел.

Проблема в том, что государственные секретари оказались в положении сирот.

Премьер не поставил конкретной задачи по имплементации этого нового института ни перед собой, ни перед министрами, ни перед Нацагентством гослужбы, ни перед самими госсекретарями".

"История с финансированием реформы Европейским Союзом вообще очень интересная, - уточняет эксперт. - Когда наша команда в 2011 году уходила с госслужбы, речь шла уже о конкретной сумме в 70 млн евро бюджетной поддержки, которая фигурировала в официальной переписке. И основное условие оказания этой финансовой помощи было принятие закона о госслужбе. Сейчас размеры уже реально выделяемой помощи ЕС возросли в десяток раз. И, конечно, есть конкретные обязательства Украины перед донором в рамках этой программы. Мониторинг результатов осуществляет SIGMA.

Но все дело в том, что когда стороны уже находятся в столь тесном сотрудничестве, то им обеим приходится сохранять лицо. Украинская сторона при этом пользуется приемами художественной гиперболы, описывая ход реформы, а европейская - делает вид, что ей верит. Иначе будет очень много вопросов и у доноров, и к самим донорам - со стороны их налогоплательщиков и избирателей", - заключил Андрей Вишневский.

ZN.UA запустило видео-проект "ZN-Календар" о людях, которые живут и работают для других. Проект – это своеобразная попытка помочь обществу заглянуть в себя, разобраться в смыслах и ценностях, попробовать услышать себя и заново начать строить будущее - свое и страны. Проект развивается на двух языках – русском и украинском.

Полную видео-версию интервью смотрите здесь

Полную печатную версию интервью читайте здесь