UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт указывает на отдаленные последствия интернатного воспитания младенцев

Каждая третья семья, дети которой воспитываются в интернатах, сами закончили их или имеют близких родственников с таким жизненным опытом.

Многочисленные международные исследования показывают, что дети раннего возраста (по определению ВОЗ - от рождения до 8 лет) больше всего страдают от институционального ухода, пишет Галина Постолюк в ZN.UA.

Особенно сильные аргументы появились в течение последних двадцати лет, когда во время исследований по неврологии выяснилось, что начало жизни человека (особенно внутриутробный период и до трех лет) критически важны для развития мозга.

Ведь количество и эффективность формирования нейронных связей зависят от генов и жизненного опыта, среды, в которой находится ребенок, - прежде всего безопасности и защиты, правильного питания, стимуляции, которая предусматривает общение, игру, а также заботливый уход родителей или заменяющих их лиц. От того, какими были первые годы жизни ребенка, напрямую зависят его будущая успешность, здоровье, производительность труда.

Именно поэтому многие страны, в частности, Румыния, Польша, Литва, Латвия и Грузия, отказываются от практики устройства малышей в детские дома. В Украине же, к сожалению, кардинальных сдвигов в этом не произошло.

Несмотря на принятую в 2017 году стратегию деинституциализации, одним из критериев выполнения которой является прекращение, начиная с 2020 года, устройства детей в возрасте до 3 лет в учреждения институционального ухода, - младенцев и детей младшего возраста, как и прежде, устраивают в дома ребенка. Так, по состоянию на начало года в таких заведениях находилось 2 756 детей.

«В мае прошлого года мы начали, а в конце июня этого года закончили первое в Украине комплексное исследование на основе анализа ситуации в пяти домах ребенка в трех областях. (Исследование проведено в рамках проекта «Пилот по оценке ситуации в домах ребенка и разработки рекомендаций по их реформированию» при поддержке USAID и Программой правительства Великобритании Good Governance Fund) Для нас это был уникальный шанс получить данные о реальной ситуации, которые помогут спланировать шаги по прекращению институциализации детей раннего возраста », - пишет Постолюк.

По условиям проекта, собирались и анализировались данные в пяти определенных домах ребенка, в которых на тот момент находилось 415 детей в возрасте от одного месяца до шести лет. Из них 57% детей имели статус детей-сирот и лишенных родительской опеки. 43% - имели родителей, не ограниченных в родительских правах.

Все эти дети неоправданно долго «зависали» в системе, их не возвращали в родные семьи и не устраивали на усыновление или в приемные семьи. В среднем дети находились в учреждениях от 12 до 15 месяцев, а каждый четвертый ребенок проводил в этих стенах более двух лет своей жизни, рассказывает автор.

«Установлено, что чем в меньшем возрасте ребенок попадает в учреждение, тем дольше он там находится. Поскольку около 70% детей попадают в дом ребенка в возрасте до одного года, наиболее сенситивный период их развития проходит в казенных условиях », - добавляет она.

Специалисты также выяснили, что посещение детей родителями не мониторится; ни персонал, ни службы по делам детей, органов опеки и попечительства не поощряют контактов детей с родственниками.

Более половины «родительских» детей никто не посещал вообще, но при этом ни администрация дома ребенка, ни службы по делам детей особо не переживали и не стремились выяснить все обстоятельства и - в случае наличия оснований - инициировать лишение родительских прав.

Ведь при отсутствии родительской заботы в течение шести месяцев родителей могут лишить родительских прав (ст. 164 Семейного кодекса Украины).

«В нашей практике был случай, когда ребенку предоставили статус только в 5 лет, хотя за четыре года пребывания в доме ребенка она ни разу не видела свою мать, которая ее туда устроила», - вспоминает Постолюк.

Автора лично поразило, что 30% детей имеют братьев и сестер, которые находятся в этом же доме ребенка, а каждый пятый ребенок имеет братьев и сестер, которые живут в других интернатах.

Одни и те же семьи передают своих детей на государственное попечение. Работает ли кто-то с этими и другим уязвимыми семьями, чтобы предотвратить устройство детей в учреждения или вернуть их домой, задается вопросом она.

Из личных файлов детей неизвестно, проводилась ли какая-то работа с родителями. Более того, в 49 случаях нет актуальной информации о месте жительства родителей, их контактов. Получается так, что ребенок находится в учреждении, где родители - неизвестно, и в другую семью ее устроить невозможно.

«По результатам проведенного опроса семей, мы должны сделать вывод, можно ли ребенка вернуть домой, и при каких условиях. В итоге высокая вероятность реинтеграции существует лишь для 21% посещенных семей, остальные имеют серьезные проблемы, решение которых требует внешних вмешательств и помощи», - отмечает эксперт.

В каждой третьей семье родители или близкие родственники сами вырастали в интернатах. Это свидетельствует о далеко идущих последствиях институционального ухода, о низкой способности родителей - бывших воспитанников интернатных учреждений - интегрироваться в общественную жизнь и заботиться о своих детях.

К тому же, по месту жительства семей почти нет социальных услуг для их поддержки, раннего (еще до наступления глубокого кризиса) выявление семей, нуждающихся в помощи извне. Под вопросом и наличие и качество социального сопровождения выявленных семей, развитие альтернативных форм устройства детей, в частности патронатных семей для младенцев, резюмирует автор.

Читайте также: Парламент намерен усилить соцгарантии детям-сиротам

Почему на самом деле дети попадают в дома ребенка и как долго там живут? Действительно ли все дети в домах ребенка больны и нуждаются в стационарном лечении или же имеют неизлечимые заболевания и им нужна паллиативная помощь, которую могут предоставить только в интернатном заведении? Куда, если не в детдома, девать детей-сирот и лишенных родительской опеки? И о чем свидетельствуют результаты первого в Украине комплексного исследования по анализу ситуации в пяти домах ребенка, проведенного в трех областях, читайте в статье региональной директора «Надежда и жилье» Галины Постолюк «Под маской заботы».