UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт назвал четыре варианта СЭЗ, возможных в Донбассе

Наиболее рискованным и опасным сценарием является создание Свободной экономической зоны на оккупированных территориях как дорожной карты реинтеграции.

Вопрос президента Украины Владимира Зеленского гражданам по созданию свободной экономической зоны в Донбассе был бы полностью оправданным и своевременным, если бы существовали одна или несколько концепций создания СЭЗ в регионе. Пока же вопросов больше, чем ответов, пишет в своем материале для ZN.UA аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич.

Один из ключевых: на какой территории планируется создавать свободную экономическую зону? Существует четыре возможных варианта:

  1. 1. СЭЗ как часть системы договоренностей по реинтеграции ОРДЛО.
  2. 2. Вся территория областей с включением в СЭЗ территорий по мере их освобождения.
  3. 3. Только подконтрольные Украине территории с четко определенными границами. И включение новых территорий происходит путем внесения поправок в соответствующий закон.
  4. 4. Отдельные территории (но не все) подконтрольной части Донецкой и Луганской областей с отдельной процедурой получения статуса резидента СЭЗ субъектами хозяйствования.

В каждом случае мы получаем название «свободная экономическая зона», но процесс создания, режим работы, риски и позитивные результаты в корне отличаются.

Наиболее рискованным и, я бы сказал, опасным сценарием является создание Свободной экономической зоны на оккупированных территориях в качестве дорожной карты реинтеграции.

Ключевым риском в данном случае будет восприятие идеи частью украинского общества. Ветеранам войны будет сложно объяснить, что война, гибель их близких, друзей, товарищей были за то, чтобы в том числе вчерашние боевики получили лучшие условия для ведения бизнеса. Окружение президента может в очередной раз попытаться активизировать спикеров наподобие Сивохо с тезисами о «пострадавшем населении и необходимости примирения». Эти тезисы будут работать до первого факта, когда вчерашний боевик начнет свой бизнес в условиях заведомо лучших, чем условия для бизнеса ветерана войны в Донбассе.

Но это не единственный минус. Не секрет, что в Украине давно сложились, а за последние пять лет существенно окрепли региональные кланы, которые практически полностью контролируют процессы в части областей. Центральная власть вынуждена «договариваться» с ними, причем не по вопросам развития государства. Центр просит помощи в электоральных кампаниях в обмен на уступки для местных миниолигархических групп. Интересы страны упоминаются редко. Забавная ситуация: демократия на центральном уровне мирно сосуществует с множеством «феодальных республик» на местах. Выборы 25 октября лишь зафиксируют статус-кво, создав для системы легальные рамки.

При такой ситуации создание СЭЗ на базе ОРДЛО будет опасным примером региональным кланам. Произошедшее будет воспринято как наглядная демонстрация эффективности шантажа центральной власти: через конфликт можно получить больше; «Киев» слаб, можно давить. Начинать военный конфликт не обязательно. Угрозы такового, игнорирования распоряжений центра, массовых беспорядков вполне достаточно для создания атмосферы страха в кабинетах на Банковой. Идет ответная реакция в виде предложений, уступок. Далее, по спирали, к фактической дезинтеграции страны.

Варианты создания СЭЗ подконтрольной территории с различными режимами расширения границ (автоматически либо отдельным законом) выглядят чуть более безопасным алгоритмом. Однако такой формат не отменяет угроз, связанных с позицией местных элит других регионов страны.

В самом же Донбассе реализация плана может приобрести уродливые формы создания замкнутой системы для минимизации налогов. О развитии речь идти не может — это, скорее, будет большая коррупционная прачечная. Ведь не запретишь формально перерегистрировать предприятия в области — не инвесторов, а просто десять компаний с оборотами в сотни миллионов гривен — на адрес комнаты в общежитии.

Вместо изменения структуры экономики, трансформации общественных отношений мы откатываемся к формату коррупционного беспредела с восстановлением старой схемы моногородов и «хозяев» региона. Просто так местным элитам будет легче контролировать население, — история Донбасса последних 20 лет прекрасно демонстрирует эффективность подхода. Таким образом, уже через три-четыре года мы получим замкнутый регион, новую феодальную республику, которая к тому же не будет платить налоги.

Разговор о приходе иностранных инвесторов в подобный регион выглядят чем-то из разряда фантастики. Мы просто воссоздаем Донбасс образца зимы 2014 года в худших (а не лучших) его проявлениях.

Уменьшается ли при этом риск новой эскалации? Наоборот, мы собственными руками выстраиваем (восстанавливаем) модель, которая стала одним из многих факторов, повлиявших на начало войны.

Остается еще один вариант действий — свободная экономическая зона, которая создается для стимулирования отдельных направлений. Этот формат может не предусматривать распространения режима СЭЗ на всю территорию областей. Более того, таких зон, если хотите, технопарков, может быть несколько. А сборочные мощности их резидентов могут находиться вне географических границ зоны.

Читайте также: Арахамия об «опросе» Зеленского: «Почему сейчас? Потому что он так решил»

Один из вопросов, которые президент Зеленский решил задать гражданам, звучит так: «Чи підтримуєте ви створення вільної економічної зони на території Донецької та Луганської областей?». Оставлю в стороне рассуждения о самом опросе, легальных рамках его проведения, целях и задачах инициаторов и попробую остановиться на теме свободной экономической зоны, возможностях и последствиях ее создания. Больше об этом читайте в материале Игоря Тышкевича "Сказать или подумать - несколько слов о СЭЗ в Донбассе" для ZN.UA.