UA / RU
Поддержать ZN.ua

Документ, который позволит бороться с плагиатом, уже два года ждет своего утверждения

За это время в комитет по этике НАОКВО поступили 13 жалоб о нарушении академической добродетели.

Сейчас нет инструментов, позволяющих бороться с плагиатом. Пять лет назад, в конце июля 2016-го, Кабмин принял постановление №567 «Некоторые вопросы деятельности Национального агентства по обеспечению качества высшего образования», которым изъял раздел «Лишение научных степеней» с «Порядка присуждения ученых степеней». То есть официальных инструментов борьбы с недобродетелью не стало. Об этом в своей статье для ZN.UA "Плагиат: почему за это никого не наказывают" пишет кандидат экономических наук Светлана Благодетелева-Вовк.

Официальная причина — изменение нормативной базы согласно содержанию нового на то время Закона «О высшем образовании». Учитывая это функцию разработки правил привлечения к академической ответственности передали Национальному агентству по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). Хотя не следует исключать другую мотивацию для отмены действия раздела о наказании фейковых ученых, связанную с «кириленкогейтом» — громким изобличением в академическом плагиате жены вице премьер-министра Екатерины Кириленко.

В 2019 году НАЗЯВО совместно с общественностью разработали проект «Порядка отмены решения диссертационного совета о присуждении ученой степени». И этим можно было бы радоваться, если бы документ был утвержден Кабмином. Но он уже два года - с лета 2019-го года, лежит под сукном в кабинетах исполнительной власти, и неизвестно когда и вообще будет ли утвержден.  

За это время в комитет по этике НАОКВО поступило 13 жалоб о   нарушение академической добродетели.  

Если раньше качество аттестационного процесса вызвало обеспокоенность и жалобы в таких научных направлениях как экономические, юридические, медицинские, педагогические науки, то за прошлые пять лет у них заработал конвейер фейковых ученых. Достаточно ознакомиться с информацией из объявлений о защите диссертаций, которые выкладывают на сайте МОН, чтобы охватить его мощь. Так, с 2018 года во время исполнения полномочий защитилось 26 народных депутатов, вице-премьер-министр Кабинета министров Украины, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, глава Государственной пограничной службы Украины, глава Государственной аудиторской службы Украины, четверо первых заместителей министров и трое заместителей министров, четверо городских голов, 23 председателя судов, 230 судей, 101 прокурор, глава областной рады, 6 заместителей глав облгосадминистраций, восемь глав райгосадминистраций, а также сотни других чиновников и представителей власти низшего уровня — руководителей департаментов, секторов, начальников управлений, отделов, их заместителей и пр. Как они сочетали научные исследования с выполнением своих обязанностей, давно уже не вопрос, потому что ответ на него известен. Публикации, диссертации и защиты обеспечили партнеры из околонаучных кругов. Доказать это элементарно, исследовав расписание дня и бэкапы в облаках домашних и рабочих девайсов публичных лиц. Однако это дело для будущих изобличений (при условии усовершенствования законодательной и нормативной базы и ее применения). 

Если пересмотреть объявления о защите диссертаций за август 2021 года, то можно прийти к выводу, что в отдельных научных направлениях обслуживают преимущественно представителей сообществ, далеких от образования и науки. Так, среди 38 объявлений о защите кандидатских диссертаций в области юридических наук среди претендентов находим 12 судей, трех председателей судов, председателя районной госадминистрации, трех разных начальников и одного заместителя начальника, то есть вообще 20 человек, не имеющих никакого отношения к научно-образовательной сфере. Просвещенцев в этом перечне представляют проректор, четверо преподавателей и один ассистент. Их доля составляет лишь 16% от допущенных к защите.

Еще худшую ситуацию наблюдаем среди претендентов на научную степень кандидата по госуправлению. Здесь среди 13 объявлений видим главу районной госадминистрации, первого заместителя главы гособладминистрации, пятерых директоров организаций, двух начальников отдела и одного заместителя начальника. Вообще десять человек. И лишь одного ассистента кафедры! Кстати, среди претендентов в доктора наук по госуправлению — ректор и народный депутат, причем последний защищается в МАУП. Именно там один из спецсоветов проголосовал за то, чтобы нардеп Кива стал кандидатом наук.

Читайте также: Молчать о плагиате?

Другие материалы Светланы Благодетелевой-Вовк читайте по ссылке.