По инициативе президента Владимира Зеленского в феврале 2020 года был создан консультационный совет, в который вошли выдающиеся украинские медики – представители медицинских учреждений и профильных вузов.
Именно на результаты работы этой группы, проходившей под руководством главы парламентского комитета Михаила Радуцкого, ссылаются в своих заявлениях и президент, и министр здравоохранения Максим Степанов. Вот только сам отчет медиков мало кто видел.
О том, что происходило на рабочей группе и какими были ее выводы, ZN.UA беседовало с ее участниками.
"Была дискуссия, каждый высказывал свои предостережения и говорил о проблемах. Результатом стал один согласованный вариант выводов – большой документ, который все правили и давали замечания. Там были цифры и рекомендации по каждому направлению. Выводы на тот момент звучали так: реформу поддержать, но дофинансировать, исправить ошибки, закончить подготовку законодательной базы, внести изменения в отношении последипломного образования, науки, профессорского состава в лечебном процессе", - рассказывает главврач Национального института рака Андрей Безносенко.
По его словам, спустя два дня после встречи группы был назначен новый министр здравоохранения, а затем в Украине началась эпидемия коронавируса, был введен карантин и "приоритеты стали другими".
"1 апреля наступило (дата запуска второго этапа медреформы – ред.), потому мы даже не будировали никаких решений. У нас есть группа в Вайбере, но с тех пор никаких новостей не было", - говорит врач.
На рабочей группе Безносенко отвечал за онкологию. По состоянию на февраль-начало марта было проанализировано финансовое состояние всех 32 онкологических учреждений Украины за последние год-два по субвенции.
Потом смоделировали прогноз – что будет в случае подписания всех договоров, когда, согласно тарифам НСЗУ, запустится реформа. По его результатам все онкологические учреждения выигрывали в деньгах от 10 до 200%.
"Да, нужно понимать, что мы не покрываем 100% затрат, и наши пациенты будут вынуждены докупать расходные материалы, медикаменты. Мы, к сожалению, не можем заплатить рыночную зарплату врачам. Но в сравнении с 2019 годом есть увеличение финансирования лечения рака. И для меня это был основной меседж об улучшении ситуации", - подчеркивает Безносенко.
Прогноз врачей оказался верным на 90% – не все договора были подписаны. Но подписание договоров с НСЗУ зависело еще и от того, насколько областные громады готовились или не готовились ко второму этапу реформы. Ведь ответственность за оснащенность медучреждений, их ремонт и коммуналку – то, что не входит в тариф, возлагалась на местные власти.
"Тем не менее, пришло 1 апреля, и даже главврачи-скептики увидели, что реально получили больше денег. И это без учета лекарств, которые поставляются централизованно (не вовремя, но базовыми химиопрепаратами онкоцентры обеспечены), и средств местных бюджетов. Если говорить в целом, то объем финансирования для лечения онкозаболеваний в 2020 году НСЗУ увеличила на 70% по сравнению с 2019 годом", - добавляет он.
Очень показателен пример Киевского онкоцентра на улице Верховинной. Его финансирование по субвенции в 2019 году составило 105 млн грн за 12 месяцев. А на 9 месяцев 2020 года центр получил от НСЗУ 212 млн грн, то есть в два раза больше. Годовой бюджет Сумского онкоцентра по субвенции 2019-го составил 41 млн грн, на 9 месяцев от НСЗУ – 102 млн грн. Некоторые онкодиспансеры получили плюс на 15–20%. У каких-то финансирование увеличилось в разы.
"Для тех, кто понимает, что за один день в стране не найдется финансирование, чтобы все перекрыть и сделать, как в Европе, что этот процесс длительный, – начало хорошее", - считает главврач.
По словам Безносенко, пересмотр реформы и возврат к субвенции 2019 года, которая в разы меньше, чем оплата, согласно тарифам НСЗУ, главврачам онкоцентров объяснят "плохой реформой": "Мы вам вернем все, как было в 2019 году, и за счет ваших пациентов опять будем финансировать неэффективные больницы".
Например, Одесский областной онкодиспансер, который в прошлом году по субвенции за 12 месяцев получил 62 млн грн, а на 9 месяцев 2020-го по Программе медицинских гарантий – 259 млн грн, при условии отмены медреформы и возвращении к историческому финансированию, ежемесячно будет недополучать по 23 млн грн.
"Как объяснить онкопациентам и врачам-онкологам, что изменение/отмена/откладывание реформы, которое приведет к существенному уменьшению финансирования онкозаболеваний, – это, якобы, правильный шаг? Онкология – это все-таки вторая причина смертности и миллион пациентов, которым мы, врачи, ежедневно сообщаем о том, что им нужно купить лекарства на десятки, а то и сотни тысяч гривен на один курс. А, оказывается, деньги в государстве есть. И, несмотря на то, что тариф не рыночный, в онкологии он сыграл в плюс", - подчеркивает он.
Какие выводы не были учтены при разработке медреформы и к каким пришла рабочая группа по ее усовершенствованию, читайте в статье Аллы Котляр "Отмена медреформы. Назад в совок?" для ZN.UA.