UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дистанционное образование в Украине: технические проблемы оказались не самым большим вызовом

Карантин проявил проблему в образовательном процессе, которая решается труднее, чем технические недостатки.

В результате введения по всей стране карантина, учебный процесс в Украине сейчас осуществляется дистанционно, в том числе и в вузах. В некоторых украинских заведениях система дистанционного образования работает не первый год. Однако некоторые университеты просто выдали приказы об организации дистанционного обучения и отправили преподавателей и студентов в свободное плавание, не интересуясь деталями. Как пишет в своей статье для ZN.UA Инна Совсун, такого подхода недостаточно для того, чтобы система дистанционного образования заработала.

Почему так получается? Казалось бы, технические проблемы станут крупнейшим вызовом. Однако технические вопросы можно сравнительно легко решить. Значительно сложнее решить проблему с педагогическим аспектом процесса, пишет автор.

По ее словам, такие проблемы ожидаемы, ведь большинство преподавателей не имеют опыта и навыков, необходимых для работы со студентами в новом формате.

"К сожалению, следует признать, что в большинстве случаев университеты значительно меньше внимания уделяют этому вопросу, а учебно-методические отделы, которые должны помогать, чаще ожидают от преподавателей отчетов, чем оказывают поддержку", - отметила Совсун.

В результате преподаватели могут полагаться только на себя или своих коллег. Кое-кто может справиться с новыми вызовами, однако часть преподавателей решили пойти другим путем и вместо дистанционного обучения просто перевести все в формат самостоятельной работы студентов.

Автор отмечает, что бесспорно, проблемы с качеством преподавания были и до карантина. Текущая кризисная ситуация просто проявила их и сделала более очевидными.

"Сколько уже говорилось о том, что чтение лекций по учебнику и проверка конспекта - вовсе не является современным методом преподавания!", - пишет Совсун.

Много преподавателей, представителей администраций, студентов искренне стремятся адаптироваться к новым условиям, и им это удается, за что все мы должны быть благодарными. Но проблемы все же существуют. Более того, они существенно повлияют на качество обучения во время карантина, и об этом нужно откровенно говорить. В определенном смысле, это является ошибками, которые надо исправлять.

Как отметила автор, уже сейчас нужно совершенствовать программы подготовки учителей и преподавателей и обучать их качественно проводить дистанционное обучение.

"Но есть из этой ситуации и более глобальный вывод. Автономия вузов - это необходимое условие для развития. Необходимое, но не достаточное. Автономия и доверие работают там, где уже имеется высокий уровень профессионализма, правильная мотивация и условия для роста. К сожалению, это совсем не те условия, в которых сейчас находится система высшего образования в Украине. Есть мощные научные и преподавательские команды, есть университеты, которые проводят исследования и готовят конкурентоспособных специалистов. Однако пока что это отдельные островки. Остальным нужна поддержка", - пишет Совсун.

Она отметила, что в данной ситуации необходимы обучение, стимулы и помощь, подкрепленные четкими обязательствами и ответственностью. И оказать такую поддержку должно правительство.

По словам автора, опыт дистанционного образования в университетах доказал, что уровень этих компетенций очень разный, и если мы как общество хотим лучшего высшего образования - то в нее надо разумно инвестировать, усиливать университеты, делать это с уважением к автономии и признанием существующих проблем.

Подробнее о том, как в условиях карантина учатся студенты, как работают преподаватели дистанционно и действительно ли это качественное обучение читайте в статье Инны Совсун "Выбирая дистанционное обучение, мы не должны выбирать между доступностью и качеством" для ZN.UA.