Исследователи особенностей культур разработали ряд моделей для их измерения и анализа. Так, поддерживающие "культуру выживания" ценности являются частью модели World Values Survey (WVS) - глобального исследовательского проекта, который с 1981 г. изучает убеждения людей в почти 100 странах мира, а также то, как ценности меняются со временем и какие социальные и политические последствия это имеет. Заключения дают информацию для ученых и политиков, которые, в частности, хотят построить гражданское общество и демократические институты в развивающихся странах. Авторы модели и инициаторы исследования политологи Р.Инглегарт и К.Вельцель сводят межкультурные отличия к двум основных аспектам, которые можно представить в виде матрицы или перпендикулярных координатных шкал (R.Inglehart, 2004): традиционные ценности против светских рациональных ценностей; ценности выживания против ценностей самовыражения.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Елена Михайленко. По ее словам, именно соотношение ценности выживания - самовыражения, кажется, и является ключом к истокам (не)добропорядочного поведения.
"Черты самовыражения более всего присущи странам Скандинавии; Исландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Нетрудно заметить, что эти страны также являются мировыми лидерами в большинстве экономических, социальных и экологических рейтингов. На противоположном краю карты - страны, где доминируют ценности выживания. К сожалению, именно там мы видим Украину. Еще большую благосклонность к ценностям выживания демонстрируют только Молдова и Тунис. Рядом с Украиной, но немного впереди ее на пути к эмансипативным ценностям - Болгария и Беларусь", - отмечает эксперт.
Как же именно можно развивать ценности самовыражения? Автор указывает, что данные WVS позволяют углубить анализ и сравнить ответы респондентов из Украины и, скажем, Швеции, мирового лидера 2017 года по показателю Good Country Index, который оценивает страны по их вкладам в достояние мирового сообщества.
"Шведское общество в значительно большей степени, чем украинское, хочет развить у детей независимость, воображение, толерантность и доверие к людям, тогда как украинское делает ударение на послушании. Вряд ли сосредоточение воспитания на послушании, вместе со слабым воображением и недоверием, будет способствовать превращению Украины в политически независимое, демократическое и свободное государство с инновационной экономикой и собственным голосом в мире", - подчеркивает эксперт.
Подробнее о борьбе с культурой обмана читайте в статье Елены Михайленко "Академическая этика в зеркале культурных интерпретаций" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".