Автономизация медицинских учреждений проводится не для того, чтобы пустить их с молотка. Они должны начать работать как экономические агенты, думать о том, как оптимизировать свою структуру, чтобы соответствовать современным требованиям. Иногда мы называем больницей то, что фактически не является больницей: там не могут оказать безопасную помощь, и туда опасно попасть. Под действием экономических стимулов это будет меняться. Но у этого некоммерческого предприятия есть собственник - орган местного самоуправления, и он определяет, как именно расходовать средства на основе финансового плана предприятия.
Об этом в интервью для ZN.UA заявил глава Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Олег Петренко. По его мнению, такое предприятие на то и некоммерческое, чтобы весь доход направлять на собственное развитие. А у медицинского предприятия основным активом являются профессионалы. И руководители учреждений, которые не инвестируют в профессионалов, будут нести убытки.
"Потому что пациенты не будут выбирать такие учреждения, что мы уже и наблюдаем на первичке. Поэтому и деньги туда не идут. Конкурентная среда заставляет владельца, руководителя учреждения, думать по-другому", - отметил глава НСЗУ.
Кроме автономизации, по его словам, вторым условием является компьютеризация. Когда отчет - и об услугах на первичке, и по поводу электронных рецептов, и о реимбурсации - происходит только в медицинской информационной системе (МИС) , которая подключена к центпральному компоненту электронной системы здравоохранения. Эти данные доступны для анализа, в том числе с позиции мониторинга, и когда они будут собираться обо всех видах услуг, в результате мы получим реальную картину потребления медицинских услуг.
"У нас есть определенная статистика заболеваемости и распространения болезней, но нет реальной картины обращений к врачам. Учет, который ведется на бумаге, - сомнительного качества. Когда все данные будут в электронной системе - будем знать, какая ситуация в действительности. Автономизация и компьютеризация - это базовые составляющие части реформы. Но есть еще и другие", - говорит Петренко. Это не только врачи и медицинские сестры, а и руководители, менеджмент, ведь не все готовы к изменениям.
"Мы объездили все регионы Украины, и после этих поездок у меня сложилось приблизительно такое соотношение: 30:30:30. Что это означает? На мой критический взгляд, 30 процентов руководителей поняли новые условия и хотят работать по цивилизованным правилам, другие 30 процентов настроены делать то, что им скажут, и есть треть тех, кто не хочет ничего менять, их вполне устраивает статус-кво, только говорят, чтобы дали больше денег", - указывает чиновник.
Он подчеркивает, что местная власть призвана принимать кадровые решения в интересах громады, а не по принципу кумовства. Успешные социальные объекты уже есть, - люди получили возможность работать по правилам.
" Со мной нельзя договориться, правила для всех одинаковы. Зайдите на наш сайт: все оплаты, все договора, все места оказания помощи, все семейные врачи, все декларации - все это открытые данные на дешбордах НСЗУ. И эта прозрачность многих пугает, некоторым очень не хочется, чтобы все это было открытым, они не хотят терять выгоду, которую получали до сих пор. Изменить систему непросто, но другого пути у Украины, если она хочет приобщиться к цивилизованным народам в здравоохранении, я не вижу", - добавляет Олег Петренко.
Подробнее о медицинских гарантиях от государства читайте в статье Лидии Суржик "Олег Петренко: "Со мной нельзя договориться, правила для всех одинаковые"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".