UA / RU
Поддержать ZN.ua

Atlantic Council: Переговоры о вступлении Украины в ЕС будут нудными и долгими, какие препятствия ждут Киев?

Процесс переговоров о вступлении стран обычно очень долгий и не всегда зависит от стран-кандидатов или их темпов проведения реформ.

Недавнее решение Европейского Совета о начале переговоров о вступлении Украины в ЕС стало судьбоносным моментом как для Киева, так и Европейского Союза. Теперь начинается серьезная работа.

Предстоящие переговоры о приведении Украины в соответствие со стандартами и правилами ЕС станут технократическим и политическим подвигом. Еврокомиссия будет контактным лицом в течение всего этого процесса. Европейский Совет, состоящий из 27 стран-членов, должен официально подтвердить украинский прогресс.

«Членство в ЕС еще не стало решенным вопросом для Украины. Напротив, теперь Киеву предстоит выполнить много работы. Украина уже провела ряд реформ, в том числе в сфере судопроизводства, прав меньшинств и антикоррупционного законодательства, чтобы соответствовать условиям Еврокомиссии до начала переговоров о членстве, но это было только начало», – пишет в своей статье директор Европейского центра Atlantic Council Джеймс Батчик.

Он объясняет, что теперь Украине нужно будет привести себя в соответствие с огромным массивом правил и процедур ЕС, известным как acquis communautaire, или сокращенно acquis. Эти правила охватывают все: от экономической и торговой политики, государственных финансов, верховенства права, образования и налоговой политики до энергетической инфраструктуры и правил ведения сельского хозяйства.

Читайте также: Переговоры о вступлении в ЕС: советник Орбана намекнул, что у Венгрии будет еще 70 возможностей вставить Украине палки в колеса

После решения Европейского Совета и когда Украина окончательно выполнит все озвученные до сих пор рекомендации, Еврокомиссия разработает проект рамок для переговоров, который Европейский Совет должен будет одобрить. Переговоры разбиты на 35 отдельных категорий или разделов. Эти разделы составляют законодательство ЕС, которое охватывает все: от судебной системы и фундаментальных прав до свободного движения товаров и интеллектуальной собственности, энергетической и транспортной политики.

После того, как Еврокомиссия и Европейский Совет убедятся, что Украина провела необходимые реформы для закрытия каждого раздела поочередно, Комиссия сформирует окончательную рекомендацию по обретению Украиной членства в ЕС. Затем Европейский Совет и Европарламент должны принять эту рекомендацию, а последним шагом станет подписание и ратификация всеми существующими государствами-членами договора о вступлении Украины в ЕС.

«Несмотря на всю свою скучность, эти правила критически важны для базового функционирования ЕС. Составные элементы Евросоюза, такие как единый рынок, нуждаются в общих правилах для всех членов, чтобы функционировать и обеспечивать равные правила игры», – объясняет автор.

К примеру, ЕС должен иметь возможность содействовать беспрепятственной трансграничной торговле и передвижению. Такая же логика применяется к верховенству права и политической стабильности.

«Если создается впечатление, что процесс долгий и тягостный, то так оно и есть. В прошлом переговоры о членстве обычно продолжались около 10 лет для успешных кандидатов. Хорватии – последнему успешному кандидату на вступление в блок – понадобилось именно 10 лет. Случай Украины – это неизведанная территория. Никогда еще не было кандидата, который вел войну за выживание, проводя при этом реформы. И это ставит вопрос о том, как будет происходить расширение», – говорится в статье.

Читайте также: FT: ЕС учится быть стратегической силой, запуск переговоров о вступлении Украины это доказывает

Существует также политический элемент, добавляющий неопределенности вступлению Украины. Все решения Европейского Совета в ходе этого процесса требуют единодушия, дающего каждому государству-члену право вето на любом этапе. Если какая-либо страна-член будет недовольна по какой-либо причине, даже по вопросам, не связанным с реформаторскими усилиями страны-кандидата, она может в одностороннем порядке заблокировать этот процесс.

«Политиканство вокруг расширения случалось и раньше. Греция и Болгария отдельно накладывали вето на вступление Северной Македонии из-за внутренней политики и двусторонних споров. Страны также в прошлом откладывали расширение из-за беспокойства по поводу внутреннего функционирования ЕС. Украина уже столкнулась с этим, когда лидеры театрализованно придумывали решение для преодоления вето Венгрии в вопросе начала переговоров об украинском вступлении», – напоминает эксперт Atlantic Council.

Существует также обеспокоенность последствиями членства Украины для внутренних приоритетов, в частности, сельскохозяйственного сектора Польши. Политика расширения способствовала появлению так называемой усталости от принятия новых членов, от которой особенно пострадали кандидаты из Западных Балкан. Им очень долго пришлось сидеть в зале ожидания ЕС.

Также недавнее нежелание стран-членов расширять Евросоюз указывает на еще одну проблему, которая может создать препятствия для Киева: это необходимость внутренней реформы ЕС. Страны-члены ведут активные прения о том, как их объединение должно функционировать в будущем. В частности, они обсуждают использование принципа единодушия в принятии критически важных решений.

По мнению Батчика, этот процесс реформирования напрямую повлияет на вступление Украины в ЕС. Поскольку некоторые члены ЕС настаивают на проведении внутренних реформ, прежде чем принимать новых членов, включая Украину, заявка Киева выглядит все более уязвимой к политическим факторам, не связанным с украинскими реформами.

Наконец без изменений в самом ЕС размер и уровень развития Украины может подорвать европейскую систему аграрных и структурных субсидий. Страны-члены, которые сейчас получают средства от фондов союза, могут превратиться в чистых плательщиков в бюджет организации, в который теперь будет входить и Украина.

Читайте также: Переговоры о вступлении Украины в ЕС получили "зеленый свет": что дальше?

Временные рамки интеграции Украины в ЕС будут зависеть как от Украины, так и от амбиций союза. Украина будет в основном контролировать темп и серьезность своих реформ. ЕС, со своей стороны, должен будет найти способ сохранить динамику украинского вступления и в то же время не допустить, чтобы украинские евроинтеграционные стремления увязли во внутренних дрязгах или дебатах по реформированию Евросоюза.

Несмотря на эти вызовы, прогресс Украины на пути в ЕС остается очень важным. Он вдохновляет украинцев, которые решительны в своем стремлении добиваться свободного и демократического развития своей страны, а также Европу как геополитического игрока, стремящегося обеспечить Украине место на Западе. Достичь этого будет сложно, но это необходимая задача.