UA / RU
Поддержать ZN.ua

Анастасия Станко: "Чтобы не быть хунтой, нужна правда"

ZN.UA запустило видео-проект "Календарь" о людях, которые живут для других.

Журналист "Громадського", участница Майдана, военный корреспондент, побывавший в плену у боевиков "ЛНР", в своем интервью смотрит на происходящее со страной под разными углами зрения; акцентирует внимание на причинах и следствиях Майдана, а также необходмости всестороннего расследования событий Революции достоинства без деления на "своих" и "чужих".

"…Давайте не забывать о роли медиа в этой истории, - говорит Анастасия Станко. - Часть каналов и изданий методично и планомерно накручивали страну. Весь 2013-й медиа говорили об угрозе фашизма в Украине. Партия регионов водила антифашистские марши, а Савик Шустер в мае посвятил этой теме целую передачу. Общество искусственно поляризировали. Все митингующие и несогласные подводились под эту рамку. То есть процесс маргинализации и дегуманизации возможного протеста власть начала задолго до Майдана".

"Поэтому картина мира части населения Украины на тот момент в корне отличалась от картины мира протестующих, - уточняет журналист. - Для правоохранителей, их близких и большинства тех, кто работал во власти, на Майдане был не народ Украины, а маргинес. А народ был там - за спиной "Беркута". Вот этот "настоящий народ" "Беркут" и защищал. Я была в Крыму в феврале, после событий на Майдане, и там парламент поминал бойцов "Беркута". А люди на улицах спрашивали: "Зачем вы жгли наших мальчиков?". Игнорировать данный вопрос - значит загонять проблему вглубь, тем самым блокировав ее на какое-то время. Ключевое - на время".

"Ты не можешь просто сказать тем же правоохранителям, их родственникам и всем, кто не принял Майдан: "Все, ваша картина мира неправильная, вы ошибаетесь, будем жить по-нашему", - считает Станко. - Мы не можем навязать свою картину мира. Так не работает. Чтобы найти убедительные аргументы, наши картины необходимо совместить и не побояться взглянуть на то, что получилось. Не упуская деталей, честно все расследовать и проанализировать. Вот тогда да, есть шанс получить другое общество. Которое не раздирает друг друга изнутри, а усваивает уроки и идет к компромиссу".

"И это касается не только Майдана, - продолжает журналист. - После него был Крым, который тоже до конца не рассказан. Где была власть? Знала? Или нет? Что предприняла? Что было на Харьковском съезде? Как убегал Янукович? Кто ему помогал? Что на самом деле произошло в Доме профсоюзов в Одессе? Потом Донбасс… Мы так и движемся с этими недорассказанными историями. Продолжаем общаться, однако четко знаем, с кем на какую тему говорить стоит, а на какую - нет, чтобы не войти в конфликт. И это, замечу, даже на уровне одной картины мира".

"По Крыму - та же история. Многие люди до сих пор говорят, что "хунта засадила наших парней". Чтобы не быть хунтой, нужна правда. Кто, почему и как действовал в это трагическое время нашей истории. И она нужна обеим сторонам. Чтобы общество, переварив ее, возможно, болезненно, трудно, но все-таки пришло к каким-то сходным выводам. Иначе мы обречены жить в такой гибридной модели, когда одна страна вмещает в себя два абсолютно разных общества, которые чувствуют, видят страну по-разному. Думаю, не стоит рассказывать, на какой вечно повторяющийся сценарий обречена такая страна", - резюмирует Анастасия Станко.

ZN.UA запустило видео-проект "Календарь" о людях, которые живут и работают для других. Проект – это своеобразная попытка помочь обществу заглянуть в себя, разобраться в смыслах и ценностях, попробовать услышать себя и зананово начать строить будущее. Проект развивается на двух языках – русском и украинском.

Полную видео-версию интервью смотрите здесь

Полную печатную версию интервью читайте здесь