UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина: несвоевременный проект?

Если налог на украинскую книгу будет введен, то ей действительно будет полный каюк. И это будет самый "патриотический" поступок украинской власти за все годы независимости. Особенно на фоне российской агрессии...

Автор: Петр Мацкевич

Национальная культура, и прежде всего национальная книга - стратегическая сфера государства с точки зрения национальной безопасности, формирования нации и международного авторитета и страны, и государства. А при условии эффективной государственной политики, культура - еще и чрезвычайно мощный экономический фактор. Так, вклад культурных индустрий в валовой доход стран Евросоюза составляет более 8%, что превышает долю сельского хозяйства или химической промышленности. А в Великобритании - более 10%.

Поэтому неудивительно, что именно Лондон, а не Париж, является центром мировой моды, и именно Великобритания, а не США или Китай, - мировая издательская метрополия как по тиражам, так и по количеству титулов. Но Китай уже понял важность этой сферы, поэтому культурные индустрии стали одной из самых динамичных (по приросту) отраслей китайской экономики. На сегодня вклад культурных индустрий в валовой доход Китая уже достигает 3%. Но такая ситуация стала возможной только благодаря тому, что и в Европе, и в Китае есть государственные деятели, понимающие фундаментальную роль культуры в жизни общества, а значит, и необходимость стабильности законодательства в этой сфере и особых долгосрочных законодательных и налоговых преференций, существующих там у культурных индустрий.

Долгосрочных мощных результатов в формировании личности, гражданина и нации, в укреплении государства, полученных через культурные факторы, невозможно достичь другим способом. Именно поэтому власть, которая заботится о прочном государстве "всерьез и надолго", будет прилагать все усилия для всестороннего развития всех сфер культуры. Причем не имеет значения, демократическое это государство или тоталитарное. В последнем случае это еще важнее - недаром и Сталин, и Гитлер придавали развитию культуры (в определенных жестких рамках, разумеется) такое большое значение и финансировали нужные им (в рамках их же понимания) культурные индустрии очень щедро.

Однако в Украине на протяжении всех лет независимости, несмотря на наличие высококачественного, нередко более качественного, чем в Европе, культурного продукта, культура остается на обочине государственной политики и не выполняет своей фундаментальной роли, а культурные индустрии пребывают в жалком состоянии. Главной же причиной такого положения вещей является то, что за всю историю независимой Украины у власти не было государственных деятелей - только политики. А политиков не интересует судьба государства и его народа - только результаты следующих выборов. То есть, для них речь не идет о долгосрочных результатах. С этой точки зрения понятно, почему все президенты, парламенты и правительства независимой Украины не были заинтересованы в развитии культуры - политикам не нужны свободные люди, умеющие мыслить и чувствовать фальшь. Мало того, политики заинтересованы в превращении народа в "электорат", то есть в дебилизированное быдло, сознанием которого легко манипулировать. Квинтэссенцией желаний политиков в отношении уровня культурного развития украинского народа является дебилизирующий лозунг, который долгие годы был заставкой Первого национального телеканала: "Буде хліб, буде й пісня". Ну просто ода "О базисе и надстройке" - слова Карла Маркса, музыка народная, обработка "молодого орла" Поплавского... А правда звучит так: "Не будет песни, не будет и хлеба".

Смею утверждать, что в значительной мере потеря Украиной Крыма и угроза потери ею юго-восточных областей является последствием отсутствия государственной культурной политики и полного отсутствия любого, даже минимального, уровня культуры у большинства украинских политиков всех политических партий.

Я надеялся, что на волне революции достоинства в Украине наконец-то появятся (или проявятся) государственные деятели, которые поймут стратегическую ценность культуры как для государства в целом, так и для собственной репутации в частности. Однако все мои обращения к, казалось бы, культурным людям от политики по поводу насущности решения проблем украинской культуры уже сегодня наталкивались на один ответ: "Не ко времени..." А жестокая реальность такова: если для украинских должностных лиц украинская культура и сейчас несвоевременна, то, наверное, и проект Украина для них несвоевременен? А может, это они несвоевременны - прошло их время?

Ведь первые реальные шаги, необходимые для того, чтобы культура в Украине могла выполнять свои стратегические функции, не требуют дополнительных бюджетных затрат - со временем культурные индустрии заработают и на себя, и на государство, если для их существования будут созданы нормальные стабильные условия. Однако создание таких условий требует принятия ряда решений - как на законодательном уровне, так и на уровне ведомств, ответственных за экономику страны в целом.

Но самые первые заявления "обновленного" министерства финансов не просто настораживают - они пугают и вызывают состояние дежавю. Такое впечатление, что за спиной нового министра экономики витает призрак главного могильщика украинской книги Виктора Пинзеника. Мало того, что не предлагается никаких радикальных изменений, без которых невозможно "вытянуть" экономику Украины (например, наконец попробовать ликвидировать убийственный для развития "всего живого" НДС). Не предлагается применить даже проверенные во всем мире способы выхода из кризиса (например, реальное уменьшение налогового давления). Более того, предлагается "по полной программе" обложить налогом даже ту курицу, которая в скором времени сможет нести золотые яйца, -
IT-индустрию и... отечественную книгу. И это при том, что украинский книжный рынок более чем на 90% оккупирован российской книгой, стоимость всего годового издательского ассортимента украинских издателей (по рыночным ценам) на всех языках вместе со стоимостью школьных учебников и брошюр не превышает 200 млн долл., а количество изданных за 2013 год книг (опять-таки на всех языках, включая брошюры, учебники и книги, изданные как государственный заказ) на душу населения не превышает одного экземпляра (!) Такой ситуации нет даже в Занзибаре. Общепринятым в мире показателем, свидетельствующим о гуманитарной катастрофе в стране, является снижение годового уровня изданных на душу населения книг до 1,5 экземпляра. В Украине эта цифра на протяжении более десяти последних лет составляет в среднем 0,6–0,7 экземпляра. А вы спрашиваете, почему мы потеряли Крым... Так и всю Украину "профукать" недолго - большое количество хлеба под пение Поплавского хорошо способствует этому процессу.

И для примера: годовой доход издательской группы Pearson из Великобритании (где книга была, есть и будет в льготном налоговом поле) в 2012-м превышал 8,4 млрд долл.

После введения вышеупомянутого "полнопрограммного" налогообложения в IT-сфере будем наблюдать стагнацию этой отрасли в Украине (а значит, и уменьшение бюджетных поступлений) и очередной мощный отток мозгов за пределы страны. А в книжной сфере (в нынешних условиях оккупации книжного рынка) - просто каюк украинской книге, уже без возможности ее восстановить, и чтение украинцами только книг имени дедушки Путина, с соответствующими "патриотическими" и стратегическими последствиями.

Даже в России, после резкого взлета книжной издательской отрасли (благодаря восьмилетним полнометражным налоговым льготам), эта отрасль с возвратом НДС на книгу (причем льготного - только 10%!) начала "падать" и "загнивать": обанкротился ряд небольших издательств, создававших интереснейшую российскую книгу, например "Вагриус" (во всем мире книжную моду задают именно небольшие издательства-экспериментаторы, которые находят и выводят в мир новых интересных авторов, а крупные издательства-монстры потом пытаются их перекупить и поставить на конвейер); обанкротился ряд книжных магазинов и крупнейшая российская книготорговая сеть "Топ-книга"; произошли слияния и поглощения, в результате которых всю погоду на российском книжном рынке начали делать несколько издательских монстров вроде "Эксмо", которое, кстати, сегодня владеет почти всеми общеукраинскими книготорговыми сетями. Эти издательские монстры, кроме прочего, начали "играть" на понижение качества текстов (монополия!) и издавать множество ультрапатриотических и шовинистических книг, в частности в области художественной литературы (социальный заказ, который формирует политика "царя"). А учитывая, что каждая четвертая книга, изданная в России, продается в Украине, - и формировать соответствующее мировоззрение у украинского читателя этих книг... В финансовом плане по возвращении НДС на российскую книгу (повторяю, льготного - 10%!) имеем почти трехкратное ее подорожание для покупателя и, естественно, значительное падение доходов издателей (а значит, и налоговых поступлений в бюджет). В 2012 году суммарный доход всех российских издателей снизился до уровня в 2,5 млрд долл. (сравните хотя бы с одним британским Pearson - 8,4 млрд долл.). В российской прессе регулярно появляются статьи наподобие "Книжная отрасль не может выбраться из кризиса", "Реквием по российской книге"! Что же тогда говорить об украинской книге?

Для украинской культуры в целом и для украинской книги в частности, как, впрочем, и для национальной безопасности Украины, НДС на украинскую книгу - это очень серьезная угроза (а в нынешней ситуации - угроза смертельная!) Если этот налог на украинскую книгу будет введен, то ей действительно будет полный каюк. И это будет самый "патриотический" поступок украинской власти за все годы независимости. Особенно на фоне российской агрессии...

Государственные деятели большинства стран Европы хорошо понимают убийственное влияние НДС на книгу, поэтому размер этого налога там либо нулевой, либо совсем небольшой (3–7%). Но есть страны, где НДС на книгу довольно значителен - вплоть до 25% (Дания), а национальная книга при этом существует (как - это уже другое дело). Хотя даже в одноязычных странах, где национальная книга занимает более 98% рынка, введение НДС на нее не проходит бесследно. Так, в Польше в 2011 году под давлением ЕС был введен НДС на книги. Как следствие, у большинства издателей под нож попала прежде всего интеллектуальная литература - та, которая задает уровень и стандарты. Большинство издателей начали ориентироваться на поиск супербестселеров, а значит, и на снижение качества текстов (далеко не всегда требования ЕС идут на пользу национальным государствам). И это при том, что ставка НДС на книгу в Польше составляет лишь 5% (!), при стандартной ставке этого налога 23% (!) Однако ситуацию на издательском рынке Польши спасают такие факторы: одноязычность страны, существенная государственная поддержка книги, доступ к крупным общеевропейским фондам и книжным программам, развитая сеть книжных магазинов (на душу населения - в 25 раз мощнее, чем в Украине), разветвленная сеть оптовой книжной торговли (в Украине вообще отсутствует), развитая информационная инфраструктура культурной сферы и т.п. Однако большинство польских издателей качественной литературы говорят о полном крахе хорошей польской книги - особенно с учетом того, что в последние годы большинство интересных польских издательств приобрели крупные европейские компании, после чего начали выпускать "сникерсы" вместо книг. Польская ситуация мне хорошо известна не из прессы или третьих рук, а благодаря свободному владению польским языком, стажировке в польском Научном издательстве, регулярному посещению польских книжных магазинов и книжных выставок и большому количеству постоянных контактов с руководителями польских издательств.

Было бы идеально вообще ликвидировать в Украине НДС как налог, который тормозит развитие всей экономики. Ведь, несмотря на заявления финансистов, что этот налог наполняет бюджет более чем на 50%, говорить так не совсем корректно. Уберите из этого возвращенного НДС стоимость его администрирования (существенная часть стоимости содержания налоговой администрации), учтите непоступления в бюджет из-за торможения развития экономики, коррупционности этого налога и т.п. - и картинка окажется совсем иной... Ну и, наконец, вопрос, на который каждый мыслящий человек способен ответить сам: как вы думаете, почему МВФ, давая кредиты, всегда настаивает на введении или увеличении НДС? И это при том, что у главного спонсора МВФ - США - этого налога нет. И если бы какой-нибудь президент США попробовал его ввести, то его, очевидно, постигла бы судьба братьев Кеннеди.

Понятно, что ликвидация НДС в Украине принадлежит к проектам почти фантастическим, но сегодня, в революционной ситуации, это могло бы быть реальным как никогда. Когда ситуация в Украине хоть немного войдет в берега, сделать это будет невозможно. Это подтверждают и слова главного реформатора грузинской экономики Кахи Бендукидзе, который мечтал ликвидировать НДС в Грузии, но не смог этого сделать, несмотря на свою откровенно либертарианскую позицию: "Отказаться от НДС сложнее, чем победить коррупцию"...

Однако в перспективе (но не сегодня!) даже введение НДС на украинскую книгу (в разумных пределах) не будет ее главной проблемой. Если налоговая и законодательная ситуация будут стабильными хотя бы 10-15 лет, издательский бизнес приспособится к этому, и даже настоящие, а не скомпилированные из Википедии, энциклопедии в Украине начнут появляться.

Проблем, которые срочно нужно решать для "реанимации" украинской книги и которые могут быть решены лишь при участии государства (учитывая стратегическую важность отрасли), много. Большинство из них, как и возможные пути их решения, я озвучивал еще в начале 2000-х. Полнометражную программу выхода украинской книги из кризиса, который на первом этапе не требует существенных дополнительных затрат из государственного бюджета, тоже нетрудно разработать, однако для этого нужны настоящие украинские государственные деятели и понимание ими важности вопроса.

Но даже этого будет мало, если не будут сформулированы и законодательно закреплены базовые принципы государственной политики в сфере книгоиздания, среди которых, считаю, должны быть указанные ниже.

1. Четкое определение термина "отечественная книга", хотя бы такое:

Отечественной книгой является книга, издателем которой является резидент Украины, независимо от того, в какой стране эта книга была размножена (полиграфическое исполнение).

Как ни странно, но сегодня украинское законодательство определяет как "отечественную" только книгу... изготовленную, то есть размноженную, в Украине. Эта фальшивая полиграфоцентрия, когда все ставится с ног на голову, является одной из фундаментальных причин многих бед украинской книги.

Конечно, наличие мощной полиграфической базы и производства всех полиграфических материалов для книги желательное, но вовсе не необходимое условие для расцвета национального книгоиздания. Например, издатели Великобритании большинство своих книг печатают в Китае, Малайзии и на Тайване. От этого эти книги не перестают быть британскими, поэтому нет никакой ввозной пошлины и никаких других налогов, кроме налогов, определенных британским законодательством для отечественной книги. Напомню, что Великобритания является мировой книжной метрополией.

2. Если все-таки в Украине не будет ликвидирован НДС как налог, разрушающий экономику государства, то по крайней мере в сфере культуры, а в книжной сфере в первую очередь, этого налога не должно быть вообще.

То есть, в налоговом законодательстве Украины должна быть закреплена примерно такая норма:

Не являются объектом налогообложения НДС операции по подготовке, производству и продаже отечественной книги в Украине, причем эта норма не может быть изменена никаким другим законодательным актом Украины.

А в Таможенном и Налоговом кодексах дополнительно должны быть закреплены еще и примерно следующие нормы:

а) не являются объектом налогообложения НДС операции по ввозу в Украину отечественной книги, размноженной (полиграфическое исполнение) за пределами Украины;

б) не облагаются ввозной пошлиной операции по ввозу в Украину отечественной книги, размноженной (полиграфическое исполнение) за пределами Украины.

3. Главными субъектами украинского издательского дела являются: автор/переводчик, издатель, дистрибьютор, книжный магазин, библиотека и читатель (в этом перечне нет полиграфиста так же, как и производителя бумаги, поскольку это вторичные субъекты издательского дела, равно как и почта, телефонная связь и т.п.). А субъектами, которые нуждаются в первоочередной государственной поддержке, учитывая современное состояние, должны быть: дистрибьютор, книжный магазин, библиотека и читатель (в этом перечне нет издателя, поскольку при условии нормального функционирования всех перечисленных субъектов издательское дело превращается в нормальный бизнес).

Опыт многих стран позволяет создать реальную программу этой поддержки, не расходуя дополнительных средств из государственного бюджета.

Единственная программа, которую нельзя сокращать даже в условиях бюджетного дефицита, - это выделение средств на пополнение библиотечных фондов. Однако в Украине эту программу следует кардинально реформировать: выбирать отечественные книги для пополнения библиотечных фондов, которое осуществляется за средства государственного или местного бюджета, должны сами библиотекари (на месте, в каждой библиотеке!), а не так называемая экспертная комиссия (централизованно, с отбором книг). Обеспечить возможности такого выбора непросто, но технически возможно. Наличие такой возможности не только поднимает чудовищно заниженную самооценку библиотекарей, но и имеет еще несколько дополнительных положительных эффектов. В частности:

а) минимизирует возможность реализовать коррупционные схемы - договориться с 18-тысячной армией руководителей публичных библиотек нереально... А с любой экспертной комиссией при Минкульте, имея такой опыт, - запросто;

б) становятся невозможными такие позорные истории, одна из которых произошла во времена президента Ющенко и министра культуры Вовкуна. А именно: по приказу министра культуры в детско-юношеских библиотеках Крыма, Донетчины, Харьковщины и Луганщины была ликвидирована значительная часть библиотечного фонда русской классики, а вместо них за государственные средства поставлены далеко не детские книги современных украинских авторов, среди которых Лесь Подервьянский, Олесь Ульяненко, Светлана Поваляева и др. Но перлом в этой поставке была, конечно же, книга Леся Подервьянского. Реакцию библиотекарей детско-юношеских библиотек Крыма, Донетчины, Харьковщины и Луганщины на такую замену предвидеть нетрудно - мы получили новую порцию ненависти к "мове": свой гнев они полностью излили в местной прессе. Думаю, что в какой-то мере (конечно, лишь в небольшой - но все большое состоит из мелочей) это способствовало разжиганию антиукраинских настроений в этих регионах. Книги названных выше авторов - это прекрасные произведения для взрослых (я сам был первым их издателем), но поставлять их в детские библиотеки Крыма и Юго-Востока Украины вместо насильно изъятой русской классики... И отбирала эти книги, конечно же, "высокопрофессиональная" экспертная комиссия. Самое интересное, что после того как эта история получила огласку, действия ее фигурантов не осудили ни деятели культуры, ни Ассоциация украинских издателей...

4. На законодательном уровне обеспечить невозможность какой-либо цензуры в издательском деле, срочно прекратить действие закона Украины "О защите общественной морали" и ликвидировать Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали.

Издатель сам должен нести ответственность за содержание текстов, которые он издает от своего имени. Если же публикация таких изданий нарушает какие-то законы Украины, то за такие нарушения издатель должен отвечать лишь в судебном порядке. А деятельность Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали не просто противоречит принципам свободы слова, но и угрожает национальной безопасности Украины. Недаром за срочную ликвидацию этого геббельсовского органа выступает и Украинский Хельсинский союз.

5. На законодательном уровне обеспечить государственную поддержку информационной сферы украинского книгоиздания, направленную на рост роли культуры в общественном сознании.

Это ключевая проблема не только издательской отрасли, но и всей современной украинской культуры. Большинство украинцев абсолютно ничего не знают о достижениях современной культуры. Ничего не знают об этом и за пределами Украины. А то, о чем никому неизвестно, не может ни влиять на что-либо, ни выполнять своих функций.

Есть опыт многих стран, как обеспечить граждан информацией о культурных достижениях своей страны без расходования существенных средств из государственного бюджета. Порой такие мероприятия на первом этапе вызывают сопротивление и кажутся недемократическими. Например, по словам издателей из Нидерландов, у них есть такая практика: государство обязывает все газеты регулярно печатать информацию (небольшие рецензии и отзывы) о новых книжных изданиях (по своему выбору). На газеты, которые не выполняют это условие, налагают немалые штрафы. В Украине такие обязательства можно распространить и на телевизионные каналы. Может, кому-то это покажется и не демократичным, но в украинской ситуации другой возможности выйти из информационного вакуума для украинской культуры практически нет.

6. На законодательном уровне закрепить принцип равенства доступа граждан Украины к книгам на государственном языке, аналогичным тем, которые есть в свободном доступе на русском языке.

Этот принцип должен звучать примерно так:

Государство (законодательными актами или решениями Кабинета Министров) обеспечивает гражданам Украины следующую возможность: если в каком-либо книжном магазине какого-либо населенного пункта Украины есть в продаже та или иная книга на русском языке, то в том же книжном магазине или соседнем с ним потребитель должен иметь возможность приобрести аналогичную книгу на украинском языке такого же качества и по цене не выше русского аналога.

Реализация принципа равного доступа может предусматривать любые экономические и внеэкономические меры со стороны государства, в частности, и лицензирование, квотирование, дифференцированное налогообложение, преференции для книги на украинском языке и т.п.

* * *

И еще одна интересная деталь о связи культуры и естественнонаучного образования. У известных мне украинских экспертов издательской сферы первое образование естественнонаучное, а не экономическое или гуманитарное, как можно было бы думать. Такое же образование и у многих деятелей украинской культуры. Достаточно вспомнить Вячеслава Вакарчука или Александра Ксенофонтова. Однако такая ситуация - не сугубо украинский феномен. Например, в Польше основателем и владельцем одного из самых крупных и интересных польских издательств Proszynski i S-ka был астроном, а лучшим министром культуры, который вывел польскую культуру, и особенно книгу, на новый уровень и запустил механизмы промоции польской культуры в мире, которые до сих пор работают, был Вальдемар Домбровский, в свое время окончивший... факультет электроники Варшавской политехники.

Поэтому, возможно, ситуацию в украинской культуре смогут исправить люди, имеющие не только опыт ведения бизнеса в сфере культурных индустрий, но и естественнонаучное системное образование. Однако не только культура или издательское дело, но и экономика знает яркие примеры, когда успешные революционные изменения в экономике государства осуществляют совсем не экономисты (по крайней мере по первому образованию), а люди с естественнонаучным образованием. Так, реформатор современной экономики Грузии Каха Бендукидзе по образованию - биолог (Тбилисский университет, аспирантура Московского университета).