Вряд ли продюсеры «Голос. Дети» ожидали столь резкой негативной реакции телезрителей на свой проект. Например, такой: «Все жюри шоу «Голос. Дети» (Лобода, Кароль, Скрипка) надо лишить украинского гражданства - за измывательства над детьми, которые поют, а потом плачут, а эти «г» сидят к ним «ж» - и не разворачиваются. Больше не смотрю». К слову, программа предназначена для семейного просмотра. Из нескольких сотен комментариев на сайте телеканала наберется лишь пару десятков позитивных. Не знаю, как выглядит голландская версия «Голос. Дети». Нашу - определенно спасают и облагораживают дети. Все они талантливы, позитивны, мудры и мужественны. Их непосредственность, искренность, слезы вызывают восхищение, умиление и ответные слезы. Что происходит за кулисами, как и кто поддерживает маленьких артистов, рассказывает психолог телепроекта Марина ГУМЕНЮК.
- Марина, в чем конкретно заключается ваша работа?
- Я работаю и с детьми, и с родителями. Перед выходом на сцену и после выступления по необходимости. Но моя работа начинается еще с кастинга. Ведь ребят отбирают не только по вокальным данным, они также проходят различные тесты на стрессоустойчивость. Когда начинаются прослушивания, дети находятся в студии с самого утра, поэтому мы много общаемся, играем в разные игры. Ребята оказываются в новой среде, попадают в новую ситуацию, а это вызывает стресс. У них возникает масса вопросов и очень важно их услышать. Детей, которые впервые выходят на сцену, очень мало. Большинство из них много раз участвовали в конкурсах и концертах. Также я провожу работу с родителями, чтобы они не настраивали детей исключительно на победу. Для родителей очень важно, чтобы их чада засветились на телевидении, чтобы стали узнаваемыми. Они считают, что это поможет им достичь успеха в жизни.
-А вам не кажется, что родители хотят самоутвердиться за счет детей?
- Безусловно. Но они руководствуются благими намерениями, искренне полагая, что профессия, в данном случае, эстрадного певца - залог более легкой, интересной, яркой жизни.
- Но это иллюзия.
- Да, людям свойственно ошибаться.
- Грустно, когда взрослые удовлетворяют свои амбиции за счет детей. Маленький Арсен со слезами на глазах говорил, что не хочет быть артистом, а хочет просто спать. Так, заставляя делать что-либо против желания самого ребенка, мы можем сломать или травмировать его?
- Конечно, как правило, за маленьких детей делают выбор родители. Но я бы не сказала, что тем самым они ломают детскую психику. Я, например, не встречала детей, которые бы в шесть-семь лет с радостью ходили в какую-то секцию или кружок. Им никуда не хочется. Родителям важно мотивировать малыша. Если взрослые видят определенный талант у ребенка, почему же не развивать его?
- А не рано ли шестилетним детям участвовать в шоу? И разрыв между шестилетним и четырнадцатилетним ребенком огромен.
- Я думаю, что не только на конкурсы, но и в школу рано идти в таком возрасте. А что касается четырнадцатилетних, так они еще больше травмируются в случае неудачи.
Малыши еще не могут анализировать, не могут предвидеть дальнейшую картину, представить себе, что может быть в случае проигрыша или победы. А подростки мыслят уже осознанно.
- Родители предъявляют какие-то претензии в случае неудачи, может быть, пытаются устроить разборки?
- Родители высказывают все, что хотят. Ведь их чадо - самое лучшее, самое достойное и кажется, что к его ребенку несправедливы. Но ни агрессии, ни угроз никто не выражал. В большинстве своем родители ведут себя адекватно.
- Вы думаете, шоу может быть объективным и справедливым?
- В том-то и дело, нужно разделять шоу и конкурс. Здесь работают правила шоу (зрелища) и организаторы придерживаются именно этих правил. Вполне естественно, когда человек обижен, он высказывает возмущение. Но многие родители рады уже тому, что попали в шоу, их ребенка увидели. И это уже победа. Появились новые шансы, множество новых друзей.
- Да, мне запомнилась девочка, которая готова была морскую прогулку с мамой и папой променять на Интернет, где проводит все свободное время. Ведь это тоже большая проблема. И мы знаем, что тысячи друзей быть не может. Все это подмена понятий, иллюзия.
- Но в данном случае мы говорим о поклонниках. Когда дети выходят на сцену, они стремятся к популярности. И они ее получают в той или иной мере - сотни поклонников «Вконтакте», узнаваемость и так далее.
- Когда тренер говорит: «Ты талант, ты звезда!». А потом вдруг что-то идет не так, о ребенке забывают, так называемые друзья-поклонники теряют к нему интерес. Что происходит в душе ребенка?
- Звездность болезненна тогда, когда имеет длительный характер. На нашем шоу дети получают только миг популярности и не привыкают к ней, потому что в рамках шоу к ней привыкнуть невозможно. Шоу - слишком кратковременное явление.
- А с тренерами вы тоже работаете? Порою, они выглядят растерянными, не знают, как разговаривать с детьми, нервно смеются, сюсюкают, стараются перетянуть одеяло на себя. Или это защитная реакция?
- Да, они со мной консультируются. Вы знаете, я им не завидую. Не забывайте, что судьи - тоже люди и также испытывают стресс. Им нужно подобрать для каждого ребенка правильные слова. Они не видят выступающего, только слышат голос. И их картинка может сильно отличаться от реальной, которую они видят потом. И в первый момент просто нет слов. Либо выдаются сильные эмоции. Особенно, если решение принято неверное, но изменить уже ничего нельзя. У них тоже срабатывают простые человеческие чувства: и обида на себя, что не расслышал, и чувство вины, и волнение. С детьми нельзя вести себя фальшиво. Поэтому именно первая реакция - самая правильная и самая искренняя. Пусть даже со стороны это выглядит глупо или нелепо, но главное, это искренне.
- На мой взгляд, самым естественным и искренним, как это ни странно, выглядит Андрей Доманский.
- Да. Просто непривычно видеть его в такой роли.
- Тем не менее многие зрители нелестно отзываются о судьях, принимая все слишком близко к сердцу. «Войны» тренеров - часть сценария. И Светлану Лободу позвали в проект вовсе не потому что она великая певица. По законам шоу, каждый судья играет свою роль. У Светы роль скандальной, пробивной, эпатирующей звезды. Создается впечатление, что дети не могут сопротивляться ее напору, она не оставляет им выбора. Все это только накаляет страсти.
- Иногда дети за кулисами говорят одно, а выйдя на сцену другое. Дети больше реагируют на эмоциональную реакцию. Кто первый к ним повернулся, кто первый заговорил.
- Хорошо, если повернулись. А если нет? Слезы, разочарование, растерянность… Как вы успокаиваете, что говорите? Не оставит ли эта обида след на всю жизнь?
- Обычно дети плачут пять минут. Потом слезы проходят, и мы начинаем об этом говорить. Очень важна правильная реакция и поддержка близких. Одни родители драматизируют ситуацию, реагируют очень болезненно, а другие настолько умеют успокоить ребенка, что надобность в психологе отпадает. Адекватность - прежде всего. Не нужно предъявлять завышенные требования к детям. Если родители приходят с установкой победить в шоу, а ребенка не выбирают, у него возникает чувство вины по отношению к родителям, что он не оправдал надежд, что он не слишком хорош. И эта травма, действительно остается надолго. Особенно трогает, когда дети говорят очень мудрые вещи и сами успокаивают родителей.
- Больше всего беспокоятся о судьбе Ромчика. К мальчику, с голосом Робертино Лоретти не повернулся ни один тренер.
- В данном случае ребенок был настолько настроен на победу, что даже не понял, что его не выбрали. Поэтому его удивленный взгляд, недоумение и растерянность и вызвали наибольшее сочувствие у зрителей. Хочу всех успокоить. Рома получил такое количество внимания, подарков и предложений, что возвращаться в шоу нет никакой надобности.
- А вы бы своих детей привели участвовать в телешоу?
- У моих детей хорошая стрессоустойчивость. Они окончили музыкальную школу. Изначально я заставляла их заниматься. Они участвовали в концертах и, естественно, всегда волновались. Потом, когда поняла, что музыкантов из них не получится, оставила их в покое. Теперь сын играет на гитаре в свое удовольствие. Но они получили бесценный опыт. Если ребенок не будет приобретать опыт, он никогда не станет самостоятельным. Ребенок идет в первый класс - это стресс, его вызывают к доске - снова стресс, сдает экзамены - тоже стресс. Если же ребенок - натура творческая и выступление - неотъемлемая часть его профессии, то нужно научить его преодолевать стресс. Если правильно воспитывать, правильно настраивать ребенка, он никогда не будет бояться делать что-то новое. Для детей прежде всего необходимы внимание и забота родителей. Если ребенок окружен безусловной любовью, никакая стрессовая ситуация ему не страшна.
- У кого-то из ребят было 50 конкурсов за четыре года. Это нормально?
- Это индивидуально. Если ребенку нравится, он не испытывает ни тревоги, ни страха, это нормально.
- Как воспитать ребенка, устойчивого к стрессам?
- У тревожных родителей, тревожные дети. Не нужно слишком критиковать и завышать требования. Не следует нагнетать обстановку: вдруг та девочка споет лучше, вдруг тебя не выберут и т.д. Волнение родителей передается ребенку.
- В шоу участвуют дети не только разного возраста, но и разного социального статуса. Разница чувствуется? Как они общаются между собой? Понятно, что сельские ребята из очень скромных семей вызывают симпатию и участие. Но мне, например, также понравилась девочка из состоятельной семьи. Она не производила впечатление избалованной принцессы.
- У детей нет разделения на бедных и богатых. Они общаются между собой на равных, играют, много рисуют, поддерживают друг друга. Подросткам, например, важнее услышать слова утешения от сверстника. Девочка, утешая подругу, рассказывала, как она не проходила ни в одном конкурсе, и только в этом, наконец, ей повезло. Она делилась своим опытом, своими переживаниями. Именно это ценно. Дети не чувствуют конкуренции. На репетициях, когда поет один, другие отвлекаются, начинают ему подпевать. Старшие опекают младших.
- То есть, вы считаете, что участвуя в подобных шоу, дети, в любом случае, приобретают больше позитивного, чем негативного?
- Я, конечно, сторонник того, чтобы минимизировать стрессы, но в данной ситуации, поварившись в таком котле, это даст им стимул двигаться дальше. Чтобы дети имели выбор, им нужно показать, как бывает. Думаю, ни один ребенок не будет вспоминать свой опыт на нашем шоу, как что-то негативное и неприятное. Иначе, почему дети, которые уже участвовали во многих конкурсах, несмотря на неудачи, продолжают это делать?
- Некоторые родители слишком увлекаются, создавая из чада «универсальную разностороннюю личность»: с утра - бассейн, в обед школа верховой езды, вечером - музыка и рисование. Выходной день максимально заполнен. Ребенок втягивается, но становится похож на маленького робота. А, может быть, намного полезнее просто пройтись по парку с малышом, поговорить, послушать птиц, поиграть, порисовать дома?
- Когда ребенок не справляется с перегрузками, он становится нервным, постоянно находится в напряжении. А если организм постоянно напряжен, он истощается и ребенок заболевает. Если ребенок молча выполняет волю родителей, высказывается его тело. Хронический стресс гораздо опаснее острого. Дети замыкаются в себе, начинают фантазировать, уходить от реальности.
У ребенка всегда должно быть свое пространство, где он может побыть один. Он может просто ничего не делать, сидеть, смотреть в окно. Когда я спрашиваю у детей, что ты больше всего любишь делать, часто слышу: быть один! Нагружать ребенка всем подряд, я категорически не рекомендую. Пусть родители ответят себе на вопрос: что важнее - здоровье ребенка или его умение?