UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пандемия: «Над реками Вавилонскими…»

В чем цивилизационное значение пандемии?

Автор: Валентин Ткач

Над реками Вавилонскими, там мы сидели и плакали,
когда вспоминали о Сионе!

Псалом 137

В пандемии проявилось одно неожиданное следствие. Мировая экономика, превратившаяся в исполинский «пузырь» навязанного спроса, не лопнула, а медленно сдувается.

Хотя все это преподносят как экономический спад, вызванный ограничениями карантина, на самом деле мы наблюдаем, как распадаются навязанные порядки логики принудительного обмена и навязанного спроса. Пандемия изменила логику людей, а карантин стал лишь триггером. Таким образом в упадок приходит все то, без чего можно обойтись, — навязанные порядки. А вместо этого появляются новые формы и содержания — предвестники новых экономик мира. 

Мы уже не будем такими, какими были. А о тех, какими были, будем лишь вспоминать.

И если мы хотим вернуться во времена своих воспоминаний, чтобы идти дальше не повторяя допущенных ошибок, то должны «выйти из плена», измениться, а как измениться — придется еще осознать, переосмыслив то, что с нами происходит и почему. То есть мы должны найти Выход там, где был Вход.

В чем цивилизационное значение пандемии?

Она разрушает популизм и его извращенный принцип «Понты — наше все!».

Эпидемия — это величественный спонтанный порядок, даже если и рукотворный в своей основе. Она крушит навязанные порядки цивилизации принудительного обмена. В этих условиях возрождается унаследованный цивилизацией концепт «Забота» как принципиальная, корневая основа, из которой возникли человек и общество.

Если попробовать описать эпидемию метафорически, то нужно представить себе, как горит степь. Огонь распространяется стремительно и вроде бы хаотично, но в нем есть своя логика, определяемая огромным количеством факторов: сухостью травы, ветром, оврагами, реками, болотами, туманами, дождями и т.п. Бороться с таким пожаром тоже можно по-разному. Можно попробовать одолеть огонь (нечто вроде карантина), можно тушить пожар встречным огнем, но при соблюдении четко определенных условий (подобно вакцинации), можно пробовать гасить водой (нечто схожее с употреблением лекарств и укреплением иммунитета). Торфяники, где огонь может распространяться под поверхностью даже после дождя, похож на бессимптомных больных. Они в любой момент могут стать новым центром огня, если не будут соблюдать правила противопожарной безопасности (аналогия: маски, дистанция, антисептики, мытье рук и т.п.). В любом случае положительный результат — это комплексные согласованные действия, благодаря которым пожар потухнет, а что касается эпидемии — возникнет коллективный иммунитет населения.

Чрезвычайно важно после такого пожара хорошо проанализировать убытки и установить их причины: нужно ли было огнеопасную деятельность человека выносить в степь; целесообразным ли оказалось уничтожение лесополос для увеличения посевных площадей; эффективным ли было осушение и уничтожение болот и рек и т.п.

Все перечисленное, но в отношении эпидемии, человечеству еще придется сделать.

Пандемия позволила исполинскому «пузырю» всемирного фондового рынка сдуться, а не лопнуть. Самое интересное, что все это творится без чьей-либо осознанной воли, потому что происходящие процессы необъятны.

У нас сейчас апофеоз популизма как практика настоящего.

В чем притягательная привлекательность популизма? Дело в том, что его последствия никогда не переосмысливаются в опыт, потому что они неустойчивы во времени и распадаются. Потому популизм и выглядит всегда как нечто новое, привлекательное и свежее.

Но если раньше он распадался сам по себе, то теперь популизм искусственно подпитывается сформированной системой навязанного спроса. Потребитель без опыта — это мечта поставщика товаров и услуг в обществе потребления и навязанного спроса.

Сформированная в сфере экономики такая практика немедленно индуцировала неистовство популизма и в политическом пространстве: лишенного политического опыта либо же дезориентированного избирателя завалили показухой, видосиками, перформансами, твитами и т.п.

Так возникает апофеоз популизма, его экономическая и политическая симфония. По определению, апофеоз — это заключительное действие, в котором возвышенно прославляются народ, герой или общественное событие.

Экономическая пропасть у нас уже есть, какое политическое дополнение она получит, увидим очень скоро. Ведь действие, по определению, заключительное. Однако прославляется в нем пустота.

Поэтому вменяемое будущее человечества возможно лишь в возвращении к продуктивному, ответственному опыту как переосмысленной истории заботы, солидарных действий и персональной ответственности, а не истории понтов как нарратива популизма. И пандемия, как ни странно, может стать драйвером этого процесса.

Пандемия сыграла с глобализацией — постмодернистской мозаичностью человека — злую шутку: она показала одинаковую (!) уязвимость всех, подтверждая просветительскую общность и родственность всех людей.

Мировая пандемия, несмотря на другие аспекты, обнаружила чрезвычайную потребность человека в правде. Скорее, она ее в который раз подтвердила. Сейчас в высокой политике честный, а не конъюнктурный поступок воспринимается как чудо. Трудные времена наступили.

Цивилизация сбилась с пути.

Все выводы правильные, неправильными могут быть лишь предположения, на которых они основаны. Трагикомедия современности заключается в том, что в условиях постмодернистской постправды мы уже не в состоянии ответственно сформулировать даже предположения.

Так что возникает насущная потребность вспомнить и снова наполнить содержанием принципиальные когда-то понятия цивилизации: счастье, любовь, радость, успех, сочувствие, взаимопомощь, солидарность, тактичность, деликатность, искренность, скромность, согласие, добропорядочность, доброжелательность и прочее. Собственно, все то, что является основой и наполнением понятия «доверие». Если вспомнить аналогию со степью, мы вынуждены воплотить новые правила сожительства в нашей экосистеме на основе принципиального закона: биологическое разнообразие и кооперативное выживание видов.

Иначе все повторится и последствия будут уже непоправимы.

Это только на первый взгляд может показаться, что пандемия толкнула нас в порабощение и плен обстоятельств. Нет, она лишь выразительно проявила этот давно внушенный извращенными установками цивилизации факт!

И если человечеству удастся это осознать, будущий выход из новейшего «Вавилонского плена» будет найден.

 

Больше статей Валентина Ткача читайте здесь.