Как бы изощренно ни преподавались украинская и мировая литературы в школе, количество читающих детей от этого не возрастает. Согласно социологическим исследованиям, 80% украинцев совсем не читают книги. И это в стране, считавшейся еще 15 лет назад одной из самых читающих в мире. Современные философы и социальные антропологи, наблюдая феномен отчуждения людей от книжной культуры, говорят о появлении в городах нового первобытного человека.
Тип мышления поколения, сформированного под влиянием так называемой визуальной культуры (телевидение, Интернет, видеоигры), имеет много общего с первобытным или архаическим, хорошо изученными и описанными в первой половине ХХ в. Марселем Моссом, Люсьеном Леви-Брюлем и Эрнстом Кассирером.
В современном мышлении нет места для творчества и новаторства. Именно это было одной из существенных причин затянувшегося на многие сотни тысяч лет каменного века. Новые открытия, к примеру, изобретение лука или копьеметалки, происходили настолько медленно, что не замечались одним поколением людей. Иными словами, первобытное мышление неспособно придумать новое, поскольку "знания" о мире в основном не являются продуктом индивидуальной мыслительной деятельности, а усваиваются из обрядов и ритуалов в виде готового образа-отпечатка того или иного явления мира или социума. Так же и человек, мироощущение которого сложилось из пассивного заимствования образов, созданных кинематографом, телепродукцией, рекламой и вообще шоу-индустрией, не способен создавать и открывать новое, а может лишь интерпретировать известное и заданное.
Мыслительную деятельность такого человека можно сравнить с работой компьютера, где каждый визуально выраженный символ при нажатии на него включает четкую, заранее определенную соответствующей компьютерной программой операцию. Он запрограммирован, им легко управлять. Созданные видеопродукцией образы, как красная тряпка или жмых зеленой травы у быка, вызывают точную и прогнозируемую мировоззренческую реакцию.
При чтении совершенно абстрактных знаков, то есть букв, из которых складываются слова, человек работой своего сознания воспроизводит определенный образ или понятие, то есть создает их собственными усилиями. К слову, образы, передаваемые через печатное слово, часто намного сложнее самых изощренных образов видеопродукции, и требуют не только способности их домысливать и даже индивидуально создавать, но и определенных знаний. Вряд ли слова испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка "По улицам кралась полночь, и стук ее был беззвучен. На смуглой руке блестели браслеты речных излучин" могут быть полноценно выражены визуально. Зато могут послужить толчком или стать причиной для создания какого-то другого образа: картины, скульптуры, стихотворения или даже научного открытия. Ведь известно, что любое научное открытие ощущается ученым сначала как определенный визуальный образ со сложной символикой. Иногда такой образ приходит к открывателю в сновидении, а позже, посредством рационального и научного мышления, преобразуется в формулу, закон или другое научное открытие.
Без чтения никогда не возникнет логико-аналитического мышления, а лишь эмоционально-ассоциативное, когда ассоциации заранее четко определены и заучены (отпечатаны в мироощущении) через постоянный просмотр видеопродукции, обозначены в сознании и функционально выполняют почти ту же роль, что и визуальные символы на экране монитора.
Поэтому, как и от первобытного человека, не следует ожидать от поколения визуальной культуры научных открытий.
В Украине ситуация усугубляется еще и тем, что, в отличие от стран Запада, у нас нет долгой традиции чтения. Еще 100 лет назад 90% крестьян были безграмотными. Более массово читать книги в Советском Союзе начали в конце 50-х - начале 60-х гг. прошлого века. Тогда как в странах Запада простой люд довольно часто коротал свободное время за чтением романов уже в начале XIX ст. В Англии, например, несколько семей крестьян или ремесленников подписывались на один литературный журнал (это было недешево) и по очереди читали его. У нас подобного явления никогда не существовало, и, можно сказать, что традиция чтения в народе так и не сложилась. Только в конце 50-х начало развиваться книгоиздательство, и библиотеки стали пополняться книгами. Но уже в середине 60-х началась эра телевидения, и традиция чтения так и не была выработана.
Формальное изучение какого-нибудь текста в школе сегодня не поможет приобщить детей к книжной культуре. Не сформирует в мироощущении ментальную формулу, что чтение книг, обогащая внутренний мир, позволяет мыслить нетрадиционно, быть не таким, как все, иметь собственную точку зрения на события и явления, а, значит, и свою судьбу.
Дети должны хотя бы иногда, хотя бы в стенах школы сталкиваться с людьми, в картине мира которых большое внимание уделяется чтению и познанию. Электронная техника и Интернет дают широкую возможность приобщать детей к литературе. Можно проводить уроки или внеклассные литературные мероприятия, общаясь с писателями по Скайпу. В урок литературы необходимо привносить элементы жизни - не по программе, а поразившее воображение прочитанное лично. К сожалению, не все педагоги-филологи могут похвастаться чтением книг для себя, а не только по программе.
И все же, если ребенок нигде, кроме школы, не сталкивается с настоящим, а не формальным уважением к чтению, читателя из него не сделать.