Избирательность - характерная и вредная черта украинской гуманитаристики. Удивительно, с каким усердием мы лишаем канонизированных украинских писателей, историков, деятелей части их собственной идентичности, приписывая им только те черты характера и поступки, которые кажутся нам правильными. А что касается выдающихся украинок - вообще создаем им одномерную биографию: только писательскую - Лесе Украинке, Ольге Кобылянской, Олене Пчилке, только гражданско-активную - Наталии Кобринской. А Милена Рудницкая для большинства украинцев вообще малоизвестная чудачка. Хотя, собственно, эти украинки, ни в чем не уступавшие европейским интеллектуалкам, приближали тогдашнюю Украину к ведущим интеллектуальным движениям, в частности и в сфере отстаивания прав женщин и возможности женской самореализации. Они были феминистками, а не только национал-патриотками, и считали, что быть "целью для самой себя" является одной из ключевых жизненных задач человека, в том числе - и женщины.
Готовы ли мы связать нашу, разорванную войнами и голодоморами, украинскую интеллектуальную традицию, особенно теперь, когда вопрос нашей европейской тождественности снова остро актуализирован? Готовы ли мы видеть в своем прошлом не только узкие сегменты, попадающие в наш недальновидный горизонт, но и весь спектр пережитого? Насколько важны на самом деле для нас идеи человеческого равенства и достоинства? Личностной свободы выбора и действия? Готовы ли мы к широкой дискуссии относительно других, даже чуждых нам, но принципиально новых идей? Как мы толкуем настоящих украинских интеллектуалов, позволяющих себе выйти за пределы банальных, сто раз обсужденных и опровергнутых, национальных, культурных, мировоззренческих штампов? Об этом, а также о соотношении феминизма, либерализма и христианского мировоззрения мы разговаривали с Мартой Богачевской-Хомяк, профессором истории, руководителем представительства Программы им. Фулбрайта в Украине (2000-2006), автором известной работы "Білим по білому: Жінки в громадському житті України. 1884-1939" (украинский перевод), вышедшая из печати в Канаде в 1988 г., почетным доктором Украинского католического университета. Сейчас Марта Богачевская-Хомяк занимается исследованием процессов развития УГКЦ в США на протяжении ХХ в.
- Госпожа Марта, феминизм, в частности либеральный, признает уникальность человека как рациональной личности, а также делает акцент на правах собственности и свободе слова, мысли. Прежде всего речь идет о ценности индивидуума, что является тождественным главным ценностям гуманизма. Хотя гуманизм принято противопоставлять христианскому мировоззрению, по-моему, это искусственное противопоставление, особенно когда речь идет об основополагающих вещах - человеческом равенстве и достоинстве. Поскольку в основе христианства лежит идея равенства всех людей перед Богом и достойное принятие другого как своего ближнего. Это именно то, что дает внутреннюю опору человеку независимо от его пола, статуса и принадлежности к разным социальным группам. Это то, что является общим для всех этих мировоззрений. Однако упоминание о феминизме на постсоветском пространстве чаще всего имеет отрицательную конотацию. В чем здесь дело? В фальшивых интерпретациях проблемы равенства людей?
- Весь западный либерализм, в оригинальном значении этого слова, - это возможность дать каждому человеку жить своей жизнью. И такой подход очень созвучен с христианством. Христос проповедовал равенство перед Богом, акцентировал на свободной воле человека, и все мы принимаем эти тезисы как основные. Другое дело, если кто-то берет на себя способность интерпретировать Бога, то должен быть очень отважным человеком.
Я лично очень боюсь дефиниций, поскольку чем точнее дефиниция, тем она эксклюзивнее, а значит, отсекает от себя часть смыслов. И критикую неконкретность, но в гуманитарных науках она часто является неизбежной. Поскольку иначе мы убиваем суть того или иного явления. Подобно тому, как написанными конституциями можем подорвать ту же конституцию, так и судебным процессом можем уничтожить судебный процесс, а ярым национализмом - обесценить значение национализма.
Феминизм - импульс к самостоятельному мышлению, способности смотреть на вещи с другой точки зрения. Это как после первого посещения зарубежной страны, когда начинаешь видеть себя в совершенно ином свете. Феминизм побуждает к распространению человеческой интеллигенции, хоть как на него посмотри. И тем, что расширяет горизонт человека и вынуждает сосредоточиться на базовых ценностях, без которых жить нельзя. А также тем, что позволяет понять потребность общественного труда и ответственность за свои действия. Собственно, меня часто удивляет, насколько украинцы склонны цеплять ярлыки и придираться к словам и фразам, которых, честно говоря, часто просто не понимают.
Феминизма могло бы и не быть, если бы не было проблемы семейных, половых отношений и традиции эксплуатировать женщин. Аналогично, вряд ли было бы нужно движение за человеческие права, если бы не было угнетения прав меньшинств.
- Ключевой идеей феминизма является перенесение веса с объектности личности на ее субъектность: каждая личность, независимо от пола, а также от других социальных характеристик, должна сознавать себя как свободную, полноценную личность, которая сама ответственна за собственную жизнь и свой выбор. Я не могу понять, почему эти тезисы неприемлемы в нашем обществе.
- Вы правы в своем наблюдении. В конце концов, так же можно охарактеризовать и национализм - движение, которое, кроме прочего, дало молодым сельским парням и девушкам мощное ощущение собственной ценности, востребованности.
Но у меня также есть встречный вопрос: почему так мало женщин в Украине ангажируются в общественную жизнь, не говоря уж о публичном интеллектуальном пространстве? Будто им все равно, что за них говорят другие. Почему многие украинки становятся на высокие каблуки и одевают безумно неудобную одежду, которая мешает им свободно двигаться? Ради чего или ради кого они лишают себя физической свободы движения? Это вроде и мелочь, но она о многом говорит!
Я также всегда наблюдала за советскими женщинами. Кроме того, что они оставляли публично важные вещи мужчинам, они объединяли карьеру, домашний быт, и при том еще и хорошо выглядели. А вот такие практики, когда женщина-высококлассный специалист ставила в монографии сначала фамилию своего директора, ничего не понимающего в ее теме, а затем уже свою, - сложны для понимания в цивилизованном мире. Украинские женщины это до сих пор практикуют и до сих пор выдерживают, хотя у них есть все возможности изменить такое положение вещей.
- Одна из серьезных проблем сегодня - мышление об Украине в категориях XIX в. Кажется, если бы современные украинские интеллектуалы были в состоянии воспринять феминизм как гуманизм, то это подорвало бы многие заскорузлые национальные мифы, не дающие нам свободно развиваться как политическому и национальному сообществу.
- Да, думаю, вы правы, когда говорите, что в Украине до сих пор есть наслоение позапрошлого - XIX в. В то время образование давало статус, в советские времена статус давал деньги. В сегодняшней Украине он опять-таки дает деньги. Мне было смешно, когда сейчас в Украине меня начали спрашивать, к какому вузу в Америке я прикреплена, и какое у меня звание. Да какое это имеет значение?
Но вы спрашивали меня о будущем... Я не думаю, что все общественные проблемы когда-нибудь будут решены. Не верю, что будут защищены все общечеловеческие права. То же касается феминизма и национализма. Знаете, теперь даже в Америке есть очень негативная опасная тенденция: распространение определенными группами людей представлений о традиционной женщине. Это делают малообразованные, малообеспеченные женщины, идеализирующие мужа с одной целью - чтобы иметь возможность сидеть дома за его счет. Таких женщин используют политики или определенные секты.
И все же критическую роль здесь, в Украине, должны были бы сыграть гендерные исследования в образовании, как это произошло в Америке. Собственно, американские женщины-профессора все сделали для того, чтобы феминизм стал общественно приемлемым явлением. Чем-то, за что стоит бороться. Но в то же время те же самые ученые поняли, что они стоят на плечах тех барышень, которые боролись за материальную помощь от государства, когда их бросал муж. В Украине все время все усилия были направлены на защиту национальных прав, но теперь у вас уже есть свое государство, и вы можете делать в нем то, что хотите. Никто не должен вам препятствовать. Следует позаботиться об общечеловеческих правах, в частности и о равенстве между полами. В некоторой степени ваше поколение это уже осознало и пытается сделать прорыв.