UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как непросто жить под открытым небом

Помочь бездомному — что может быть проще? Все это легко только теоретически. Реально на это отваживаются отдельные смельчаки.

Автор: Анна Журавская

Помочь бездомному - что может быть проще? Поделиться пищей, одеждой, ободрить несколькими теплыми словами, вызвать «скорую», если человек нуждается в медпомощи. Все это легко только теоретически. Реально на это отваживаются отдельные смельчаки: на пути благотворительности - множество социальных, психологических и ментальных барьеров.

Каждый день бездомные сталкиваются с рядом проблем, о которых мы даже не задумываемся: стыд за то, что вынуждены просить милостыню, ощущение социальной изоляции. А также банальная невежливость, игнорирование, пренебрежительное отношение, презрение и агрессия со стороны других людей, живущих якобы нормальной жизнью. Все это служит причиной внут­реннего дискомфорта и не позволяет даже просто проехаться в транспорте к ближайшему цент­ру социальной помощи (в Киеве их немного, можно сосчитать по пальцам одной руки). К тому же большинство бездомных сосредоточены в центре столицы, а упомянутые заведения находятся на окраинах города.

Привести точные статистические данные о количестве без­дом­ных - невозможно. Если мы можем точно утверждать, что за последние годы резко сократилось количество «детей улицы», то о взрослых и пожилых людях, оказавшихся без крыши над головой или без средств существования, то же самое сказать нельзя. По данным полевых исследований организации «Народная помощь-Киев», 49% жителей улиц потеряли жилье из-за конфликтов в семье и махинаций родственников. Послушав истории тех, кто оказался на улице, понимаем, что им просто меньше повезло в жизни. И на улице можно оказаться совсем неожиданно.

Директор Института демографии и социальных исследований имени М.Птухи НАН Украины Элла Либанова в док­ладе о человеческом развитии 2011 «Украина: на пути к социальному приобщению» прокомментировала ситуацию так: «Бездомных не так много, как кажется. Часто люди оказываются на улице не по собственной вине. В нашей стране очень низкий уровень правовой культуры. Может быть так, что человека обманули, отобрав у него жилье. Часто у этих людей одно стремление - найти работу и жилье. Вопреки стереотипам, бездомные - это не только маргиналы и алкоголики».

Ярослава Роженко искала организацию, которая помогает детям, при этом проводит не разовые акции, а работает на постоянной основе. Однажды она попала на конференцию «Без­домные: иной взгляд», а потом решила отправиться на маршрут вместе с Сообществом святого Эгидия. Так девушка стала участницей сообщества, помогающего бездомным, а еженедельные благотворительные акции стали для нее традиционными: «Каждый четверг мы собираемся, покупаем молоко, хлеб, майонез, колбасу, готовим бутерброды и отправляемся по двум маршрутам: часть группы - на Майдан Не­залежности, а часть - на Бес­сарабский рынок. Сначала я принимала пассивное участие в дея­тельности организации. Призна­юсь, мне было сложно: мешали психологические барьеры, стереотипы относительно бездомных, настораживали их одежда, запах, было страшно заразиться какой-нибудь болезнью. Но со временем все барьеры были преодолены. Благодаря людям с улицы многое в моем сознании изменилось. Вышло так, что бездомные помогли мне научиться воспринимать людей независимо от их статуса в обществе. Главная наша задача - раздать этим людям пищу и пообщаться с ними, ведь очень важен момент контакта. Например, члены организации знают все о семьях бездомных, их дни рождения и другие праздники. Налажи­вается тесный контакт, так что люди знают, когда мы придем в следующий раз, ждут нас.

Каждый год сообщество организует особый праздник - рождественский обед. Это, наверное, самое трогательное событие, когда собирается очень много бездомных и бедных людей, у которых нет возможности насладиться семейным уютом. Мы снимаем столовую, создаем специальное меню, раздаем подарки. Это момент счастья для тех, кто уже и не помнит, что такое теплая одежда, теплая пища и теплое слово. Ведь многие из них оказались на улице не по собственной вине: среди них есть опрятные, интеллигентные, высокообразованные люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию или не смогли разрешить конфликт с родственниками и т.п.

Государство закрывает глаза на бездомных: всегда легче не замечать проблему, чем бороться с ней. Не функционируют специальные заведения, вытрезвители, куда можно отправить человека и помочь ему. Милиция? Вряд ли поможет, к тому же это угрожает человеку штрафом и другими проблемами. «Скорая» часто отказывается забирать бездомных. Получается, что иногда и хочешь помочь, да нет возможности. Одна девушка из нашего сообщества помогала женщине, оказавшейся в Украине без жилья: ходила с ней по всем инстанциям, восстанавливала документы и т.п. Случаются трогательные истории: одна бабушка, при смерти, завещала подарить цветы девушке из нашего сообщества, которая ей помогала. Это - наивысшая награда.

Участники сообщества ездят в дома престарелых; действует международная программа помощи детям Африки. Сооб­щество святого Эгидия в Италии (где оно, собственно, и возникло) ведет огромное количество социальных программ, потому эта благотворительность приобретает значительные масштабы. В Италии, например, можно жить на улице и чувствовать себя при этом человеком. Там функционируют специальные магазины, где можно купить очень дешевую одежду; школы, где желающие (беженцы) могут выучить язык; рестораны, где работают люди с физическими недостатками и при этом имеют возможность не чувствовать себя изолированными; специальные заведения, где бездом­ные могут принять душ. Даже работают юристы, которые помогают с документами (бездом­ные теряют документы - это очень распространенная проблема). Все эти меры снимают социальное напряжение.

Наше сообщество объединяет людей разных профессий - юристов, фотографов, работников банков, переводчиков, работников музеев. Это очень полезно и для себя, для налаживания взаимопонимания между людьми. К тому же это воспитывает ответственность: когда тебя о чем-то попросил бедный, бездом­ный человек, ты не можешь ему отказать или забыть это принести, потому что он надеется на тебя».

Ирина Дробот, соучредительница Сообщества святого Эгидия в Украине:

- Я считаю, что самые большие проблемы нашего общества - отсутствие отзывчивости и восприимчивости к проблемам других людей, а также страх взять ответственность за чью-то судьбу. Наверное, самое важное для бездомных -чувство человеческого достоинства. Когда мы больны, мы ощущаем слабость и беззащитность. То же самое чувст­вуют беспризорные: они от­верг­нуты… Иногда обычный разговор на равных может их поддержать. Это то, что может сделать каждый.

После распада СССР мы встречали на улицах бабушек, потерявших свои сбережения из-за их обесценивания. На­сколько же эти бабушки, несмот­ря ни на что, были чистыми и опрятными! Со временем начали появляться бездомные, которых мы видим сейчас на улицах. Некото­рые из них пытаются найти работу, для кого-то жизнь под открытым небом - стиль жизни.

Бездомных часто бьют, мы видим переломы и раны у них на теле. Вызвать «скорую» для них - проблематично: автоматы не работают, мобильных у них конечно же нет. Часто раненым приходится ждать и терпеть боль, пока не приедет кто-ни­будь из нашего сообщества и не вызовет «скорую». Один мужчина без крыши над головой потерял зрение после того, как прохожий ударил его в лицо ногой… Самая большая проблема без­дом­ных в том, что они абсолютно беззащитны. Никто и тогда не заступился: ни прохожие, ни милиционеры.

Раньше «скорая помощь» отвечала отказом и не забирала бездомных. Сейчас воспринимает их адекватно, поскольку люди в белых халатах видят, что мы заинтересованы в лечении бездомных и в какой-то мере от­ветст­венны за них. Милиция воспринимает бездомных по-разному. Однажды я видела, как милиционер толкал ногами женщину в переходе, выгоняя ее оттуда. А на улице был мороз. И ей негде было укрыться. Меня привело в негодование такое отношение - к беспомощному человеку, к тому же женщине! А в другой раз я заметила, как милиционер бросил бездомному деньги.

Мы своим примером стараемся показать, что относиться к бездомным можно иначе. Среди них есть талантливые художники, поэты, актеры. К тому же часто эти люди иначе относятся к материальным ценностям. У них просто нет ничего материального! Потому намного важнее для них дружба, улыбка, общение, человеческая поддержка, помощь - эти люди очень сильно привязываются…

Мы подходим ко всем, кто просит, независимо от того, хороший или нет, пьян или трезв. Ведь когда ты знакомишься с человеком ближе, то воспринимаешь его совсем по-другому. Никто не идеален. СМИ пытаются навязать стереотип, будто все бомжи - алкоголики. Часто не алкоголики становятся бездомными, а наоборот. Кто знает, как жил бы любой из нас, оказавшись в сложной жизненной ситуации. В ходе благотворительных акций мы запрещаем пить (и, конечно, находиться в состоянии опьянения), курить, употреблять нецензурные слова.

Я часто говорю: «Если тебе кажется, что все плохо, пойди и раздай бутерброды бездомным». Поражает, насколько благородными, чистыми, положительными могут быть люди, которые живут без всего, что мы считаем необходимым. Как им удается сохранять улыбку? Бездомные лишены потребительского допинга. Они нас учат, что не всегда нужно сидеть на потребительских наркотиках, нужно ценить общение как большое счастье и дают нам уроки человечности.