UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хотите знать о маркетинге — читайте Аристотеля

Я специалист широкого профиля. Это означает, что в Украине я — никто.

Автор: Светлана Олейник

Михаил Винницкий - директор Докторской школы НаУКМА, PhD, руководитель докторской программы «Социальные трансформации», преподаватель kmbs, родившийся в Канаде и получивший там бакалаврское образование по истории и философии. Магистерскую и докторскую степени защитил в Кембриджском университете. Его магистерская работа связана с политологией и аспектами социологии, а диссертация - с экономической социологией. Женат, имеет четверых детей. Увлекается горнолыжным спортом, имеет права пилота малой авиации.

- Вы родились в Канаде и получили там бакалаврское образование. Какое основное отличие между образованием в Украине и Канаде?

- Первое, что замечу, я получал бакалаврское образование двадцать лет назад, так что вы должны делать поправку на временные отличия. Первое существенное отличие - образование в Канаде платное. Соответственно, студенты, которые уже с первого года должны платить за обучение, возможно, немножко больше ценят образование, потому что сами на него зарабатывают. Различие в том, что они могут заработать на образование, работая во время каникул, по вечерам и т.п. Второе отличие - студенты в Канаде взрослые уже в восемнадцать лет. Как-то так случилось, что в Европе вообще (не только в Украине) человек в восемнадцать лишь формально взрослый, потому что реально общество считает, что мы взрослые приблизительно с 21-22 лет. Заканчиваешь учебное заведение - и только тогда начинается взрослая жизнь. В Канаде и Америке взрослая жизнь начинается с 18-ти, после окончания школы. Если хочешь учиться в университете, во-первых, плати; во-вторых, очень часто тебе нужно жить не дома. Вообще атмосфера общежития совсем другая, чем в Украине, где есть комендант, который заботится и о воспитании студентов. В Канаде не так. Если есть администрация общежития, то это студенты, которые договариваются между собой. В восемнадцать лет студенты уже создают собственный бизнес.

- Как вы попали в Кембриджский университет?

- В нашей семье было понятно, что после бакалаврата я должен идти на магистратуру. Но я не пошел туда сразу после бакалаврата, который, кстати, едва закончил. К тому времени меня уже интересовал бизнес, совсем другие вещи. Считаю, что философия - очень хорошая база для бизнеса. Очень хорошая. Особенно, если человек планирует работать в маркетинге или в сфере продажи, хотя в Украине преимущественно думают, что базой является социология. А как по мне, философия - база лучше, чем какая-либо другая. Маркетинг - это чистая эпистемология. И если вы хотите что-то знать о маркетинге - читайте Аристотеля. Филип Котлер просто немножко «переиграл» Аристотеля и осовременил его. После четырех лет в бизнесе я понял, что хочу изменить профиль, что это уже не будет история и философия, что останусь в социальных науках. Хотелось чего-то более нацеленного на Восточную Европу, меня интересовало движение в сторону Украины. За четыре года я заработал достаточно, чтобы оплатить любую магистратуру в мире. Я не хотел идти на MBA, потому что очень скептически отношусь к MBA вообще. В Кембридже была программа, нацеленная на так называемые модерные общества, где были социология, политология, немного социальной психологии. Кроме того, в программе был задействован известный преподаватель и ученый Дэвид Лейн, у которого было пятнадцать или шестнадцать книг о Советском Союзе. Я очень хотел к нему попасть. Подавал документы во многие другие университеты, но когда ответили из Кембриджа, решил что мне - именно туда. Позднее, после магистратуры, на два года вернулся в бизнес. Когда закончил магистратуру с довольно неплохими оценками, мне предложили в Кембридже стипендию. Также был вариант учиться в Америке, там мне давали даже лучшую стипендию, но к тому времени я уже познакомился со своей будущей женой. Она из Штатов возвращалась в Украину. Я понял, что из Штатов лететь в Украину немного дальше чем из Англии, поэтому решение принял по понятным причинам.

- Правда ли, что вашего кембриджского диплома в Украине не признают?

- Официально - нет, в «Могилянке» - да. Есть надежда, что до конца года будет принят новый закон «О высшем образовании». Во всех предложенных его проектах предусмотрено, что нострификация (процедура признания иностранных документов об образовании) должна быть упразднена. Это не отвечает европейской практике. Соответственно, надеюсь, что мой диплом до конца года официально признают.

- Каких студентов в Кембридже больше: талантливой молодежи из разных уголков мира или молодой английской аристократии, которая от деда-прадеда гарантированно занимает свои места в университете?

- Это зависит от уровня образования и колледжа. По большому счету, Кембриджского университета не существует, есть просто несколько факультетов, где профессора читают лекции, а все семинарские занятия, все, что касается реального обучения, а также библиотеки - сосредоточены в колледжах (их, кажется, там 43). Именно колледжи занимаются бакалавратом. Студенты там и живут, и имеют семинарские занятия, на которых присутствуют трое, четверо, максимум пятеро студентов. Там очень интенсивное обучение. Некоторые колледжи при поступлении больше обращают внимание на социальное происхождение, некоторые более демократичны. В более старых, богатых учатся преимущественно дети аристократов, но это разделение заканчивается на уровне бакалаврата. И надо понимать, что из шестнадцати тысяч студентов, которые учатся в Кембридже, более половины - магистры и доктора философии. А это уже люди, приезжающие со всего мира, талантливая молодежь, которая хочет туда потому, что это реально интересное место, со своей академической атмосферой, культурой, способствующими научным исследованиям.

- Каждая ваша ученая степень - по другой специальности. Вы считаете, что всестороннее образование - наилучший вариант? А не сделает ли такое образование обычного украинского студента человеком, который «прыгает» с одной специальности на другую и не является специалистом ни в одной из них?

- Я специалист широкого профиля. Это означает, что в Украине я - никто. В Украине остается стереотип, что человек должен быть специалистом. Это продолжается еще с советских времен, даже не с советских, а с индустриальной эпохи, где роль высшего учебного заведения заключалась в том, чтобы «сделать» специалиста, который после окончания вуза мог, условно говоря, стать за станок и что-то выполнять - быть специалистом в определенном деле. То есть воспитание специалиста полагают вредным, когда его карьерный путь не привязан к некоторому предприятию или даже одной отрасли знаний. Мы живем в экономике и в мире, где вы, например, в своей жизни будете работать как минимум в пяти разных компаниях, а возможно, и создадите собственную. Большинство будет работать на десяток разных компаний. Если человек узкоспециализирован, занимается только своим делом, он очень быстро теряет квалификацию на рынке работы. Соответственно, именно широкопрофильность - это то, что очень нужно в рыночной экономике, а особенно в постиндустриальной, где сегодня тебе нужно делать одно, завтра - другое, послезавтра - третье. С каждого должна быть максимальная польза, так что я должен многое в себе синтезировать, должен учиться на работе, учиться и тогда, когда работаю, а не просто выполнять какую-то роль. Если вам нужно сегодня знать даты - ask Google. Но вопрос в том, умеете ли вы сравнивать, делать синтез из вещей, на первый взгляд, не связанных одна с другой. Эти навыки чрезвычайно важны в современном мире, значительно важнее, чем быть специалистом. Мне кажется, залог этого - именно многопрофильное образование.

- Сформулируйте, пожалуйста, пять правил успеха.

- Я ненавижу такие вопросы! Пять правил успеха: будь собой, будь собой, будь собой, будь собой, будь собой.

- Что вы посоветовали бы амбициозным людям, которые хотят достичь вершин в жизни?

- Имей видение того, кем хочешь быть через двадцать лет, кем хочешь быть через десять и кем хочешь быть через пять. Имей оптимизм. За забором не всегда трава зеленее. Наоборот, надо на нее поехать посмотреть (говорю о поездках за границу). Но есть причины, почему именно здесь, в Украине, я вижу огромные возможности для самореализации. Поэтому хочу, чтобы и другие люди видели эти возможности. Это проистекает из моего оптимистичного видения, а также, если хотите, из понимания собственной миссии в жизни. Так что, соответственно, каждый должен знать, что хочет постигнуть, за что тебя должны запомнить. Это очень непривычные вопросы для юноши-студента, поэтому я просто говорю: верь в себя, будь собой, и все будет хорошо.