19 февраля 2012 г. исполнилось 20 лет с того времени, как в 1992 г. Верховная Рада Украины утвердила «Золотий Тризуб на синьому тлі» Малым Государственным гербом Украины. В соответствии с действующей Конституцией Украины, трезубец как «Знак Княжої Держави Володимира Великого» является составным элементом будущего Большого Государственного герба.
Вопрос о том, как возник «Знак Княжої Держави Володимира Великого», какие идеи он содержит в себе, очень важны для нашего общественного развития. Характер их обсуждения 19 февраля 1992 года в сессионном зале Верховной Рады подтвердил, что историческая правда о происхождении нашего национального герба еще не выяснена, в том числе и из-за противоречивых идеологических и политических наслоений разных времен. Поэтому попробуем привлечь к проблеме внимание общественности и предложить свою версию происхождения этого символа.
На наш взгляд, в основе трезубца лежит раннехристианский символ крест-якорь, олицетворяющий Веру и Надежду. Появился он на территории Украины в первом веке после Р.Х., а его происхождение связано с именем святого Климентия Римского, одного из первых христианских епископов. Об этом человеке среди исследователей истории церкви пока не сложилось единого мнения: многие ученые считают его легендарной фигурой, некоторые уверены в том, что это было историческое лицо. Мы придерживаемся второй точки зрения - в ее пользу свидетельствуют достаточно предметные и конкретные данные, но они не являются темой нашей публикации. Вопреки различным мнениям по поводу историчности личности св.Климентия, сошлемся на слова И.Франко о том, что даже легенда «мов дух Гамлетового батька, в білий день виступає на сцену історичної дійсності, робиться фактом, а навіть важливим чинником історичної події…»
Итак, из легенд и исторических источников известно, что св. Климентий был учеником апостола Петра и после мученической смерти учителя в 92 году после Р.Х. стал епископом (папой) Рима. Активная деятельность епископа обратила в христианство многих римлян, за что император Траян обвинил Климентия в непочитании официальных языческих богов. В 97 г. после Р.Х. его осудили на вечную ссылку в Крым - на каторгу в каменоломнях неподалеку от Херсонеса (Корсуня).
Но и в ссылке Климентий крестил тысячи людей, обратив в христианство каторжан и жителей Крыма - греков, скифов, сарматов. За год такой активной деятельности святителя-каторжанина на полуострове почти не осталось язычников, было построено 75 христианских церквей. За это император Траян в 101 г. после Р.Х. приказал казнить Климентия. Его посадили в лодку и утопили в Черном море (современная бухта Казачья в Севастополе – на современном фото – крест-якорь на этом месте), привязав к шее железный корабельный якорь. Пребывая в глубокой скорби, присутствовавшие во время смертной казни люди молились за утопленного. И случилось чудо: на глазах у всех море отступило и открыло тело мученика. В конце IV в. после Р.Х. Римская Церковь признала папу Климентия І святым мучеником.
В VI в. после Р.Х. о собственном посещении гробницы св. Климентия рассказал в своих записях архидиякон Феодосий. Место кончины святого, по свидетельству Феодосия, было тогда очень почитаемым в христианском мире. Он пишет: «...також місто Херсон, що біля моря Понта; там перетерпів муки святий Климент; гробниця його в морі, де було кинуто його тіло; цьому святому Климентові був прив’язаний на шию якір, і тепер у день його пам’яті весь народ і священики сідають у лодії, і, коли припливають туди, море висушує шість миль, і на місці, де перебуває гробниця, розкидаються намети й споруджується вівтар, і протягом восьми днів служаться там Літургії, і Господь робить там багато чудес…».
Это величественное действо происходило ежегодно на протяжении почти 900 лет. Слухи о чуде возле мощей св. Климентия и о его чудодейственном крестном якоре от берегов Черного моря докатились до далеких стран Запада и Востока. Именно тогда святоклиментиевский якорь, увенчанный крестом, становится символом главных христианских добродетелей - Веры и Надежды. А его многочисленные изображения распространяются по территории Крыма и других земель.
Но со временем Черное море перестало отступать, стали забываться жизнь, деяния и мученическая смерть св.Климентия; паломничество к гробнице уменьшилось, а затем прекратилось. Местонахождение мощей было забыто.
В 861 г. после Р.Х. мощи папы Климентия Римского нашли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Как свидетельствуют источники, глубины моря засверкали, а на его поверхности «з’явилась чесна глава, а потім і всі мощі святого Климента разом із якорем, знаряддям смерті мученика». Святыни перевезли в Херсонес, где они сразу стали местом поклонения христиан. В городе возродилось поклонение св. Климентию и крестному якорю. Тогда там строили новые церкви, украшенные изображениями креста-якоря, и отливали монеты с символом якоря или креста-якоря.
Часть мощей священномученика святые Кирилл и Мефодий отвезли в Константинополь и Рим. Именно в Риме в базилике св. Климентия почивают его мощи. В частичном перечне богатств храма Святой Софии, составленном по приказу патриарха Константинополя Матфея І в октябре 1397 года, среди мощей христианских святых упоминаются и мощи св. Климентия.
В 874 г. после Р.Х. мощами св. Климентия архиепископ Моравии и Панонии Мефодий окрестил чешского князя Борживоя, его жену и двоих сыновей. Поэтому св. Климентия считают патроном славянской христианской литургии в Моравии и Богемии. В XI в. моравские князья чеканили монеты с изображением св. Климентия и его креста-якоря. Со временем этот знак трансформировался в Словакии в двойной крест на рогах якоря, а позднее как патриарший попал на европейские гербы.
Теперь проследим путь мощей святого Климентия и его знака в Киев. Летопись сообщает, что в 988 г. пошел князь «Володимир з військом на Корсунь город грецький». Взяв осадой Корсунь, крестившись и обручившись там с византийской цесаревной Анной, перед возвращением в Киев князь прихватил в качестве трофея «...мощі святого Климента і Фіва, ученика його, узяв також начиння церковне й ікони на благословення собі». По другим данным, Владимир взял с собой честную главу святого Климентия и, окрестив ею Русь, положил ее в Святоклиментиевскую (Десятинную) церковь. Там находилась не только честная глава св. Климентия и мощи его ученика Фива, но и мощи других святых, также привезенных из Корсуня. Немецкий хронист епископ Титмар Марзебургский (1012 г.) свидетельствует в своей «Хронике», что видел в этой церкви главу св. Климентия, папы Римского. В описании смерти и похорон князя Владимира утверждается, что «він похований у великому місті Києві в церкві Христового мученика і папи Климента поряд зі своєю… дружиною; їхні саркофаги відкрито стоять посеред храму».
Приведенные свидетельства летописи дают основания считать, что, находясь в Корсуни, князь Владимир лично приобщился к духовному подвигу св. Климентия и окрестился возле его мощей и чудодейственного якоря. Вернулся он в Киев не только с мощами святого Климентия и другими святынями. Выбрав для себя и для своего государства новую веру, взял Владимир в Корсуни в качестве личного и государственного знака популярнейший местный символ христианской веры. Именно его и разместил на своих монетах князь - креститель святой Владимир. Этот герб стал наследственным геральдическим знаком для его потомков - Святополка и Ярослава. Особенно реалистично изображение креста-якоря в гербе на монетах князя Ярослава Мудрого. Со временем княжеский знак развился в символы, известные на территории Украины как «проквітлий (процвівший)» крест, или крест на полумесяце.
Со времен князя Владимира святой Климентий считается небесным христианским первопокровителем Руси. Патрональность культа св. Климентия в Киеве отразилась на росписях Софийского собора, сооруженного при князе Владимире. Папа Римский св. Климентий в мозаике изображен здесь на одном из почетных мест - в апсиде главного алтаря, а святоклиментиевский крест-якорь неоднократно использован во фресковом обрамлении храма.
В Украине длительное время почитали мощи св. Климентия и символ его крестного якоря. Храмы св. Климентия строили во многих городах Киевской Руси, и всюду их украшали символами креста-якоря. Поэтому и Святоклиментиевская (Десятинная) церковь была украшена плинфами с изображениями трезубца, одну из которых нашли в 1912 г. во время раскопок церкви.
Культ св. Климентия Римского неразрывно связан с христианизацией Киевской державы во времена Владимира Великого и его преемников. Святой великомученик Климентий был одним из первых проповедников христианства в землях, которые сегодня входят в состав Украины. Иван Франко в 1906 году посвятил этой теме исследование «Святий Климент у Корсуні. Причинок до історії старохристиянської легенди». По мнению И.Франко, «не з Візантії, а з Корсуня йде нова парость Климентова культу, що якійсь час досягає значної інтенсивності, але швидко також гасне і забувається на довгі віки - говоримо про культ цього святого на Русі. Звісток про цей культ, що починаючи моментом офіційного хрещення Русі, зустрічається на протязі ХІ і ХІІ в., лишилося нам небагато, та все таки, зібрані разом, вони виглядають як розкидана частина якоїсь більшої цілості і велять догадуватися, що культ сього святого в початках християнського життя наших предків був досить оживлений».
Подчеркнем, что св. Климентий был одним из первых христианских архиепископов в I в. после Р.Х., когда христианская церковь еще не была разделена на Западную и Восточную и являлась вселенской. Единственное известное пастырское послание св.Климентия, чьего авторства не отрицают церковь и историки христианства, - его Первое послание к Коринфянам, центральная идея которого состоит в преодолении раздора и возобновлении единства.
По нашему мнению, именно эти обстоятельства мотивировали поведение Владимира Великого, который после крещения в Херсонесе (Корсуни) доставил в Киев корсунские святыни, прежде всего - мощи св. Климентия, ставшие главной реликвией Десятинной церкви. Это вытекало также из действующих в то время норм канонического права, которые Владимир Великий не мог не учитывать, строя новое государство в Европе. Закладывая кафедральный собор новосоздаваемого государства, Владимир Великий и приближенные к нему церковные деятели, в частности Анастас Корсунянин, не могли не принимать во внимание канонические нормы, принятые VІІ Вселенским (ІІ Никейским собором) в 787 г. после Р.Х., которые делали неприменным правилом наличие в храмах мощей святых. Обязательным условием была и канонизация святого, а к тому времени св. Климентия как одного из первых римских епископов канонизировали.
В этом контексте вполне логичным становится и выбор Владимиром Великим символа священномученичества св. Климентия, креста-якоря, или же трезубца, как геральдического символа династии киевских князей.
По нашему мнению, этим актом князь Владимир Великий:
- дал понять Западу и Востоку, что он разделяет общие ценности христианства и готов к всестороннему сотрудничеству со светской и духовной властью соответствующих государств;
- заложил мировоззренческие и духовные основы национального государства, используя взгляды св.Климентия для объединения населения украинских земель вокруг идеи триединства мироздания и содержания, которую ранние христиане вкладывали в изображение креста-якоря.
В целом, само крещение князем Владимиром всей Руси мощами св. Климентия дало толчок формированию явления, которое в последние годы стало известно под названием «софійність київського християнства». Этот феномен, как пишет известный исследователь христианства Е.Харьковщенко, «полягає в таких релігійно-філософських і етнонаціональних рисах та особливостях, які істотно відрізняють його від візантійського і московського християнства: софійності з її дискурсом на ранньохристиянську і кирило-мефодієвську традицію, євангелізмі і паулінізмі; відкритості до християнського Сходу і Заходу; патріотизмі та антицезаризмі; києвоцентризмі й автокефальності; у синкретизмі прийнятого християнства з передхристиянською язичницькою культурою; його етноформувальній та етнозберігаючій функціях української нації як самодостатнього етнічного суб’єкта з виразним духовним обличчям».
Такая политика вскоре начала приносить свои плоды. Общеизвестно, что внучка Владимира Великого, дочь Ярослава Мудрого Анна в 1049 г. стала королевой Франции и во время коронации присягала на Евангелии, привезенном из Киева. Это Евангелие, получившее название Реймское, авторитетными исследователями, в частности Л.Жуковской, датируется как древнейшая книга, созданная в Киеве в первой половине ХІ века. По месяцеслову Реймского Евангелия, день памяти св. Климентия отмечался 25 ноября.
Позднее почти все последующие короли Франции династии Капетингов присягали на этом Евангелии. Возможно, к этому их побуждало наличие в Евангелии общих ценностей и идей, высказанных св.Климентием, а не только личность Анны. К сожалению, сохранившиеся 16 страниц Реймского Евангелия («Евангелия Анны Ярославны») не дают достаточных оснований для такого вывода.
Некоторые французские источники свидетельствуют, что посольство, откомандированное в Киев за будущей королевой, вернувшись, привезло в собор в Реймсе часть мощей св. Климентия из хранившихся в Десятинной церкви. А на печати короля Франции Филиппа I, сына Анны, он изображен с крестом-якорем в руке.
Изложенное выше убедительно доказывает, что святоклиментиевский «крест-якорь» появился в истории нашего государства не случайно, и является результатом прозорливой деятельности фундатора Киевской Руси Владимира Великого.
19 февраля 1992 г. украинский национальный герб возродился навсегда. Он является уникальным духовно-культурным памятником истории европейской цивилизации. Для христиан всего мира (православных и католиков) он олицетворяет один из главных символов - Веру и Надежду.