Во время пресс-марафона президент Владимир Зеленский заявил, что стягивание российских войск к границам Украины – это запугивание. В то же время он отметил, что запугиванием может быть вероятность атаки и эскалации.
«Когда кто-то говорит, что мы видим резкие шаги в сторону НАТО, я говорю - это выбор Украины и альянса, но это точно не причина эскалации риторики РФ. Почему? Потому что в 2014 году мы не видели таких мощных шагов вперед, а война, она – состоялась. Поэтому я говорю, что это запугивание сегодня. Это насчет той информации, которая есть – накопление войск, подошли, отошли, ротация, какие-то прыжки, какое-то количество людей…», – заявил Зеленский.
По его словам, это несколько постоянных вещей. Зеленский добавил, что когда Украина видит напряжение ситуации, то это как видеть симптомы диагноза.
«Вероятность атаки и эскалации может быть запугивание… Это как весенние учения – высокая вероятность, страшная вероятность. Потому что благодаря им там появилось больше людей… Это вероятная эскалация, так она называется. Они ведь там, идет напряжение ситуации, идут провокации. И если мы на провокацию слишком сильно без сдерживания ответим, то вероятность эскалации выше… Я считаю, что ситуация точно не хуже, чем была весной», – добавил Зеленский.
Он убежден, что количество российских военных на границе с Украиной сейчас меньше, чем весной. Но их больше, чем на момент договоренностей о прекращении огня на Донбассе.
«Это мы видим, их больше. Мы видим частые ротации. То есть, это именно для того, чтобы показывать нам, показывать информационно, для спутника и других разведданных, показывать, что идет накопление. Мы видим иногда увеличение техники, а затем она отходит. Чтобы видели, что накопление техники идет тоже. Потому такие риски есть. И риторика, почему мы считаем, что она очень опасна… Несколько важных акцентов… Они слишком много повторяют вопросы НАТО, размещение войск в Украине некоторых союзников, потому что эта история всегда хорошо работала на их внутреннего потребителя…», – добавил Зеленский.
По словам президента, он соглашается с международными партнерами, в том числе со США, что «это очень опасная история».
«И второй сигнал тот, что «я вижу, что что-то с Минском не выходит, Украина срывает Минск, что в нормандском формате сейчас нет, что обсуждать». То есть Минск в любом случае – это нечто, остановившее когда-то мощную эскалацию. Потому я считаю, что это сигнал. Здесь не вопрос, как мы относимся к Минску, здесь вопрос, что это еще один важный сигнал, что может быть эскалация… Третий сигнал, что я лично вижу… Такой момент сложный, то есть «Северный поток-2», напряженная ситуация в Беларуси, давление на границы с Литвой, с Польшей единичны случаи относительно наших границ… То есть общая ситуация, что не только с Украиной проблемы… Что у тебя, Европа, есть разные проблемы… Из них нужно выходить, решать… А как великие лидеры это решают – обмен покоя где-то на решение других проблем. То есть разыгрывают такую карту, выгодную для себя», – добавил Зеленский.
Президент хочет, чтобы россияне понимали, что Украина никогда не нападала на Россию.
«И хочу сказать, когда они говорят «эскалация у границ с Россией» – плохая риторика. Потому что это не граница, контактная линия между Украиной и оккупированной Украиной. Обратите внимание на эту риторику. И россияне пусть обратят внимание», – подытожил Зеленский.
Пока международные лидеры и мировые СМИ продолжают рассуждать о последнем наращивании Москвой военного присутствия на украинской границе, президент России Владимир Путин спокойно продолжает медленную аннексию восточной Украины. Питер Дикинсон из Atlantic Coucil пишет, что Путин создает неформальную империю на Донбассе и что медленная аннексия восточной Украины продолжается.
В развернувшейся геополитической игре ставки высоки для всех его участников. Подробнее читайте в статье Владимира Кравченко «Украина — эпизод в сериале, сценарий которого пишем не мы?».