Сотни людей в небе над Синайским полуостровом, а также в парижских кафе и концертном зале стали жертвами исламистского терроризма. И результатом этого стал военный альянс между Францией и Россией против "Исламского государства" в Сирии.
Президент Франсуа Оланд на этой неделе отправится в Москву и Вашингтон, чтобы уговорить Запад и Восток начать сотрудничать. Также в Совете безопасности ООН приняли резолюцию, которой великие державы совместно объявили войну терроризму в Сирии.
Сотрудничество между Западом и Россией в этой битве имеет определенный смысл. Но оно должно быть четко очерчено и ограничено четкими правилами, а также стороны должны обсудить точные общие цели. Самое главное, сотрудничество не должно включать отвратительные компромиссы относительно вторжения России в Украину, которые угрожают разрастанием потрясения в духе Ближнего Востока в центре Европы.
Об этом в редакционной статье пишет издание Financial Times. Условия союза в Сирии должны содержать четкое обязательство России сосредоточить внимание своих военных сил против "Исламского государства". Также должно быть согласие сторон с тем, что пока меры для сохранения сирийских институтов не определены, любое политическое соглашение о завершении конфликта должно предусматривать уход президента Башара Асада.
Целью западно-восточного союза должно стать перемирие между правительством Сирии и повстанцами, которые не имеют отношения к "Исламскому государству". Это необходимо, чтобы консолидировать и подготовить силы для наземного удара по террористам. Россия должна помочь с тем, чтобы заставить Асада отказаться от сброса барельних бомб на регионы, которые контролируют оппозиционеры. Таким образом, должна быть создана свободная от "Исламского государства" территория Сирии, на которой сирийцы могут чувствовать себя в безопасности. Это позволит остановить поток беженцев в Европу.
В свою очередь, западным столицам не надо питать иллюзии. Сотрудничество президента России Владимира Путина имеет цену. Верхняя палата российского парламента в своем призыве к объединению сил против терроризма, заявляла, что это тяжело сделать из-за санкций, которые Запад ввел против России из-за ее вторжения и оккупации части территории Украины.
"ЕС и США должны четко дать понять, что санкции, связанные с Украиной, будут сняты лишь в том случае, если Россия выполнит минские соглашения", - говорится в статье.
Цель Кремля даже шире. Путин напоминает о терактах 11 сентября 2001 года в США и его попытки создать коалицию против терроризма с тогдашним президентом Джорджем Бушем младшим. Российский президент говорит, что тогда возможность была утрачена и этого нельзя допустить сейчас. Но при этом Путин не хочет присоединяться к Западу. Он хочет превратить Россию в одну из немногих мировых держав с собственной "зоной влияния". И распределение таких "зон влияния", по мнению Путина, должно быть ключевым в международной политике.
В своем призыве парламент России также провел параллели с международной коалицией против нацизма 70 лет назад. Другой российский чиновник призвал к созданию "современной антигитлеровской коалиции". Эти исторические ссылки призваны напомнить, как СССР и Запад отложили в сторону разногласия и конфликты между собой, чтобы побороть общего врага. Такие параллели неискренни.
Во времена Второй мировой войны только совместными силами можно было побороть экзистенциальную угрозу со стороны Третьего рейха. Но сегодня Запад в состоянии побороть "Исламское государство" и без помощи России.
В глазах Кремля результатом антигитлеровской коалиции стала Ялтинская конференция 1945 года, которую Путин хвалил недавно на заседание Генеральной ассамблеи ООН в сентябре. Он заявил, что раздел Европы Сталиным, Рузвельтом и Черчелем "спас мир от великих потрясений" после войны. Но у Европы другая точка зрения: Ялта обрекла пол континента на кровавую советскую оккупацию.
Совместный удар по исламскому терроризму возможен, но компромисс относительно западных ценностей в 21-м веке – нет. Не может быть и речи о возврате к политике "большой силы" с ее сферами влияния, к чему Путин явно стремится.
В это же время, в редакционной статье издания Le Monde писало, что Запад не должен обменивать Украину на помощь Путина в Сирии. Президент Украины Петр Порошенко считает ошибкой доверие Запада к Путину в вопросе Сирии. Украинский президент взялся "бороться" против терроризма в Сирии в то же время, когда поддерживает террористов в Украине.
В свою очередь, издание The Times писало, что Запад может уничтожить "Исламское государство" без помощи Путина. Военные эксперты говорят, что 15 тысяч американских солдат будет достаточно, чтобы это сделать. Ей поддержит союзная армия Ирака, а также курды и бойцы "Свободной сирийской армии" в Сирии.
А обозреватель Rzeczpospolita писал, что Путин захочет разрешение Запада на расправу с Украиной в обмен на войну против ИД. Мероприятие, скорее всего, согласится на оба условия России, поскольку это все равно меньшая цена, чем та, которую американцы заплатили в Ираке и Афганистане.