Проблемы государственной региональной политики будущего восстановления Украины 17 августа обсуждали сразу на двух высоких государственных площадках – правительства и Конгресса местных и региональных властей при президенте Украины. Но есть нюансы.
Так, Офис Конгресса местных и региональных властей при президенте Украины, которым руководит экс-заместитель министра региональной политики Вячеслав Негода, анонсировал выездные слушания Конгресса, еще на прошлой неделе. Тем не менее, Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры (Мининфраструктуры), которое и отвечает за формирование региональной политики и коммуникацию между всеми стейкхолдерами сферы, на этот же день назначило свое отдельное публичное мероприятие. Где актуализировало разработку государственной стратегии регионального развития до 2027 года.
Речь о глобальных новых вызовах, которые принесла война и в связи с которыми государству предстоит разрабатывать новую региональную стратегию, с учетом измененного закона об основах государственной региональной политики. А главное – с учетом потребностей и рисков разных типов территорий, на которые разделила нашу страну российская агрессия. Государству нужно создать сбалансированную рамку (экономики, безопасности, социальной сферы, экологии, демографии и пр.), в которую впишутся все этапы и проекты восстановления.
На презентации планов Мининфраструктуры, где присутствовали профильный вице-премьер Александр Кубраков, а также глава профильного комитета Верховной рады, автор и лоббист скандального законопроекта 5655 Елена Шуляк, выступил и заместитель главы ОПУ по региональной политике Алексей Кулеба. А народные депутаты профильного подкомитета по региональной политике и местному самоуправлению, представители органов местного самоуправления и Ассоциации городов Украины (АГУ), а также эксперты, которые, по сути, проводили децентрализацию и писали закон об основах региональной политике, эксклюзивно работали в Збараже Тернопольской области.
В то время, как логика происходящего со страной требует максимального объединения усилий и институциональных знаний – в том числе законодательной и исполнительной ветвей власти.
«Стратегия это всегда про единство, – обратилась к Алексею Кулебе редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова, присутствующая на презентации Мининфраструктуры. – Но сегодня, будем честными, старая команда реформы объединилась под крышей Конгресса при президенте и работает в Збараже, в то время как команда нового объединенного министерства – здесь. Скажите пожалуйста, что нужно сделать и кто это должен сделать, чтобы эти обе команды, сохраняя и приумножая институциональную память, работали в один день, в одном месте, и в одно время на пользу государству? Как прийти к такому единству?»
«Во-первых, единство на самом деле с нами уже произошла, – заявил Алексей Кулеба. – Мы постоянно выезжаем в регионы, которые находятся в зоне активных боевых действий. Мы вместе воюем против сильного и серьезно врага. Мы должны понимать, что враг там – на границах нашей страны, а мы здесь – объединены между собой ради этой высокой цели. Безусловно, уже потом после победы мы, как демократическое общество, начнем определяться в своих политических, общественных и любых других пристрастиях. Будем выбирать себе власть, мэров и пр.
Во-вторых, именно поэтому сегодня точно нет и не может быть никаких двух команд, двух региональных стратегий или двух тем для обсуждения. Все и каждый работают исключительно на общий результат. И нет никакого противоречия между тем, что сейчас происходит в Тернопольской области и тем, что происходит здесь. Все работают над общей стратегией. Будет только так. А то, что есть разные площадки для обсуждения, это только на усиление, а не на разъединение. Более того, мне кажется, что нам всем сейчас нужно быть очень осторожными с формулировками. С тем, чтобы внутри страны говорить, что мы один против другого, противопоставляя какие-то площадки, фамилии или еще что-то. Мы сейчас против Путина. Мы против России. А потом мы разберемся», – заключил заместитель главы ОПУ. (Кулеба в этот же день обращался с объединяющими месседжами и к участникам слушаний Конгресса посредством видеосвязи).
От редакции: Надеемся, что слова заместителя главы ОПУ по региональной политике мотивируют команду Мининфраструктуры сделать министерство, которое по Конституции отвечает за формирование государственной политики в сфере (а вице-премьер Кубраков лично несет ответственность за будущее восстановление страны) реальной инструментальной площадкой для наработки дальнейших шагов децентрализации и формирования новой государственной региональной стратегии на основе закона об основах региональной политики. А не скандального не подписанного президентом 5655, на который сделало ставку министерство, полностью зачистив штат от носителей институциональной памяти ликвидированного минрегиона, а также вступив в затяжную позиционную войну с местными властями.
Напомним, что глава профильного подкомитета парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин в интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA констатировал, что региональная политика не находится в приоритете объединенного Министерства восстановления.
Объединение под крышей одного министерства Минрегиона и Мининфраструктуры является весьма рискованным экспериментом власти. О том, почему поствоенная Украина должна развивать, а не похоронить региональную политику рассуждают Анатолий Ткачук, Юрий Третяк и Иван Лукеря в статье «Государственная региональная политика 2023: быть или не быть?» на ZN.UA.