UA / RU
Поддержать ZN.ua

Законопроект «Об олигархах» может превратиться в инструмент клеймления несогласных – вывод ГНЭУ

Президентская инициатива содержит минимум предохранителей и имеет признаки расширения полномочий главы государства за определенные Конституцией пределы.

Президентский законопроект «Об олигархах» в его нынешней редакции нарушает конституционные права граждан Украины, расширяет полномочия президента и СНБО за определенные Основным законом пределы, и содержит ряд других недостатков и рисков, говорится в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.

«Главное управление считает основную идею законопроекта и, соответственно, все его положения в целом сомнительными с точки зрения их соответствия ст. ст. 8, 19, 106 и 107 Конституции Украины», - говорится в выводе.

В чем усматривают неконституционности специалисты:

  1. Конституция Украины не уполномочивает президента принимать, утверждать или «вводить в действие» своими указами решения, которыми определенные граждане Украины будут относиться к категории тех, для кого предусмотрены специальные правовые ограничения и дополнительные обязанности;
  2. Полномочия, предоставляемые СНБО законом, должны касаться координации и контроля деятельности органов исполнительной власти только в сфере национальной безопасности и обороны;
  3. Поскольку СНБО является координационным органом при президенте Украины, а его решение, в соответствии с ч.7 ст. 107 Конституции, вводятся в действие соответствующими указами главы государства, этот орган не может наделяться полномочиями, которыми сам президент не наделен;
  4. Процесс признания гражданина «олигархом» имеет признаки неправовой процедуры и закладывает возможности для злоупотреблений, поскольку на стадии рассмотрения вопроса человек не ставится в известность, не может принять участие в процессе и дать объяснения, что обычно является элементом любой процедуры, влекущей ограничение прав личности;

«Кроме того, проект не содержит предохранителей от возможного выборочного применения соответствующей процедуры», - отмечают специалисты.

  1. Круг лиц, которые могут быть признаны «олигархами», является довольно неопределенным, поэтому этот статус могут получить не десятки, а сотни украинцев. Объявление «олигархами» такого количества лиц, по мнению специалистов, не соответствует заявленной цели законопроекта;
  2. Избранный в законопроекте механизм «уменьшение влияния олигархов на политическую и экономическую жизнь страны» направлен на решение достаточно узкого круга вопросов, и в случае принятия в предлагаемом виде, в процессе его применения возникнет ряд проблем практического характера. Для эффективного противодействия  влиянию олигархов на развитие государства следует развивать и совершенствовать антикоррупционное и антимонопольное законодательство;

«Проблема имеет комплексный, системный характер и связана с многочисленными недостатками отечественной правовой системы. Поэтому ее решение должно быть содержательно связано с системным совершенствованием антикоррупционного законодательства (введение действенного механизма предотвращения возникновения конфликта интересов); антимонопольного законодательства (внедрение прозрачного механизма использования объектов государственной собственности, демонополизации рынка и создания экономической конкуренции) установлением надлежащей ответственности за нарушение законодательства в этих сферах», - добавляется в выводе.

  1. В законопроекте нет четкого определения понятия «актив лица», кем и как будет подтверждаться его стоимость. Такой подход не соответствует принципу правовой определенности, который является составляющей конституционного принципа верховенства права;
  2. Отсутствует четкое определение совокупности признаков, по которым гражданин считается участвующим в политической жизни страны;
  3. Отсутствует определение понятия «электронной информационно-телекоммуникационной системы», которым предлагается считать Реестр олигархов;
  4. Установление запрета на финансирование политических партий олигархами на самом деле не устраняет соответствующие риски, поскольку финансирование может осуществляться через третьих лиц или подконтрольные им юридические лица;
  5. Не все бенефициары юридического лица могут оказывать решающее влияние на ее деятельность. Поэтому, если «олигарх» является только бенефициаром, а не контролером компании, он не сможет повлиять на решение о покупке объекта приватизации;
  6. Неэффективный порядок информирования публичных служащих о контактах с «олигархами». В частности, открытыми остаются вопросы, кого следует считать представителем «олигарха», какие последствия для госслужащего иметь «контакт с представителем олигарха», если тот не сообщит о статусе работодателя, или с близким родственником/членом семьи олигарха;
  7. Неурегулированность в вопросе исключений для контактов, не требующих декларирования. Так, если статус «олигарха» получат отдельные народные депутаты, их коллеги по парламенту должны будут декларировать все встречи на заседании фракции, партийные встречи и даже беглые встречи в кулуарах;
  8. Достаточно дифференцированный подход к ответственности государственных служащих за непредставление декларации о контактах с олигархами. Например, за непредставление декларации подлежат увольнению главы СБУ, НБУ и НАБУ вместе с заместителями, при этом законопроектом не предусмотрены меры воздействия для Секретаря СНБО и его заместителей, генпрокурора, глав местных государственных администраций, судей, главы и членов АМКУ;

«По нашему мнению, нельзя считать приемлемым и справедливым подход, при котором одни госслужащие за одно и то же нарушение (непредставление или несоблюдение сроков представления декларации о контактах с лицом, включенным в Реестр олигархов, или его представителем) будут подвергнуты строжайшему виду дисциплинарного взыскания, а другие – фактически ограничатся публичным осуждением », - отмечают специалисты.

  1. Из содержания законопроекта непонятно, кто и как будет проверять, фиксировать и доказывать случаи контакта госслужащих с «олигархами». Без введения соответствующего механизма это предписание будет иметь декларативный характер.

Читайте также: Антимонопольная реформа в интересах крупного бизнеса, или Специфический взгляд «слуг» на борьбу с олигархами

Напомним, 2 июня президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект закона №5599 «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным воздействием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)».

В пропрезидентской «Слуге народа» планируют принять законопроект до конца пятой сессии в июле. 15 июня депутаты из партий «Голос», «Батькивщина» и «Европейская солидарность» внесли в Раду альтернативный законопроект о деолигархизации.

Представление Зеленским законопроекта продиктовано двумя факторами. Прежде всего желанием создать видимость борьбы с олигархами, чтобы избиратель перестал обращать внимание на отсутствие глобальных изменений в государстве. Вторая цель - медийно потеснить владельцев крупных телеканалов, блокируя даже минимальную критику Зеленского и его команды. О том, какими будут следующие маневры на деолигархическом фронте, читайте в статье Александра Леменова «Законопроект «Об олигархах»: не станет ли увертюра финальным аккордом?» в ZN.UA.