В нынешних политических и правовых реалиях задействование Международного уголовного суда (МУС) в Гааге для наказания представителей режима Виктора Януковича, причастных к совершению грубых нарушений прав человека, является проблематичным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Об этом в своей статье пишет доктор юридических наук, профессор Владимир Василенко, комментируя мнения в обществе о необходимости обращения в МУС с целью прекращения эскалации нарушений прав человека, наблюдаемой в разных регионах Украины с конца ноября прошлого года.
Профессор напомнил, что юрисдикция Суда действует на территориях государств, являющихся участниками Устава МУС.
"К преступлениям, подлежащим юрисдикции Cуда, относятся, в частности, преступления против человечности, определенные в ст. 7 Устава МУС, а именно убийства, тюремное заключение или другое жестокое лишение физической свободы и нарушения основоположных норм международного права, пытки, преследование какой-либо группы, насильственное исчезновение людей, какие-либо намеренные действия, служащие причиной сильных страданий или серьезных телесных повреждений", - пишет Владимир Василенко.
"Согласно ст. 17 Устава, юрисдикции Суда подлежат представители только высшего государственного руководства, причастные к совершению обозначенных в Уставе преступлений. Однако в случаях, когда власть государства не способна либо не желает привлечь к ответственности лиц, совершивших преступления, такие лица, независимо от их статуса, могут подлежать юрисдикции Суда", - отметил он.
По словам правоведа, Украина подписала, но не ратифицировала Устав МУС. Следовательно, сегодня юрисдикция Суда не распространяется на преступления, совершенные на территории Украины, даже если их можно квалифицировать как преступления против человечности согласно Уставу МУС.
"В порядке исключения Международный уголовный суд может осуществить свою юрисдикцию относительно граждан государства, не являющегося участником его Устава, только в случае, когда с требованием возбудить уголовное дело к прокурору Суда обращается Совет Безопасности ООН, действующий на основании раздела VII Устава ООН (п. "в" ст. 13 Устава МУС). Такое требование должно быть оформлено решением Совета Безопасности, принимаемым по согласию всех пяти постоянных членов Совета, и в котором вызванная международными преступлениями ситуация квалифицируется как угрожающая международному миру и безопасности или нарушающая их (ст. 23–27, 39 Устава ООН)", - отметил Василенко.
"На территории Украины созданными (вопреки ее Конституции) специальными подразделениями милиции "Беркут" были совершены действия, грубо нарушающие фундаментальные права и основоположные свободы граждан. После жестокого подавления мирной акции гражданского протеста 30 ноября 2013 г. личный состав этого подразделения начал адресный отстрел самых активных участников протестных акций и журналистов. Вследствие этого несколько человек были убиты, а сотни получили тяжкие телесные повреждения. Во всех регионах Украины распространились случаи насильнических исчезновений, и началось преследование активистов Майдана с применением пыток и уничтожением их собственности. Причем к преступным акциям против граждан силовые структуры привлекали контролируемые ими бандформирования, прозванные "титушками", - пишет профессор.
"Во многих случаях действия украинской власти, руководства силовых ведомств и их личного состава можно квалифицировать как преступления против человечности. Но для вмешательства Совета Безопасности ООН и его обращения в МУС необходимо, чтобы масштаб преступных действий мог служить основанием для их квалификации как представляющих угрозу международному миру и безопасности", - резюмировал он.
Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Владимира Василенко "МУС и преступления против человечности в Украине". !zn
Читайте также:
Тарас Чорновил видит основания для Гаагского трибунала для украинской власти