В каждом регионе Украины есть более или менее влиятельные игроки, влияющие на местные власти, однако в Одессе преступное формирование фактически монополизировало власть в городе. При этом, как утверждает в интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA руководитель главного подразделения детективов НАБУ Андрей Калужинский, это единственная столь масштабная схема в Украине.
«В каждом из регионов есть свои более или менее влиятельные игроки, но информации о том, что кто-то настолько, как в Одессе, «монополизировал» местные власти, у нас нет», – заявил представитель бюро, добавив, что детективы мониторят ситуацию во всей стране.
Что же касается Одессы, где местным бизнесменам Борису Кауфману и Александру Боруховичу-Грановскому, трем заместителям мэра Геннадия Труханова и ещеряду лиц объявили подозрение в создании преступной организации, полностью контролировавшей финансовые потоки в городе, то, по словам Калужинского, доходы от их аферы были настолько велики, что превышали страх быть разоблаченным и толкали подозреваемых ко все большей монополизации собственного влияния.
В то же время о деятельности этой группировки в НАБУ знали еще примерно полтора года назад, когда еще продолжалось следствие по предыдущей большой афере в Одессе с участием городского головы Геннадия Труханова и Владимира Галантерника, которые наживались на бюджете и земле города. При этом в НАБУ говорят, что относительно Одессы до сих пор продолжается много производств и только в отношении некоторых подозреваемых удалось собрать достаточную доказательную базу.
«Кроме предварительного дела о деятельности преступной группировки в Одессе, которое НАБУ действительно еще расследует, есть еще несколько дел. По нашему мнению, мы собрали достаточно доказательств для привлечения к ответственности топ-чиновников местного самоуправления за выявленные факты коррупции. Но вы, наверное, знаете, что на момент, например, направления в суд так называемого дела завода «Краян» по обвинению действующего мэра Одессы и других чиновников, ВАКС еще не был создан. Поэтому мы направили дело в местный суд (Малиновский районный суд г. Одессы. — ред.), который рассматривал его «стахановскими» темпами и оправдал наших обвиняемых. Пожалуй, это тоже не тот сигнал, который способствует тому, чтобы другие люди не хотели заниматься подобными вещами. Но оправдательный приговор в дальнейшем был отменен, сейчас это дело рассматривается в Высшем антикоррупционном суде. Надеюсь, что ВАКС примет законное решение», – отметил Калужинский.
Что касается группировки Кауфмана-Грановского, его члены пытались максимально конспирироваться, создали специальные помещения, оборудованные защитой от прослушивания, где проводили важнейшие совещания и встречи, а в их так называемую «службу безопасности» входили около сотни человек.
В то же время в НАБУ отметили, что в настоящее время смогли собрать достаточно доказательств именно в отношении тех лиц, которым поставлено в известность о подозрении, но досудебное расследование продолжается, поэтому возможны новые вручения.
На уточняющий вопрос, как при этом всем Геннадий Труханов продолжает руководить Одессой, Калужинский подчеркнул, что в первую очередь должна работать система правосудия.
«Если подтвердится, что лицо совершило преступление, то оно должно за это отвечать, и ответит. А если не подтвердится, то все обвинения должны быть сняты. В общем, у нас сейчас много производств по Одессе, касающихся разных схем. Детективы также постоянно мониторят, применяются ли аналогичные схемы в других регионах», – подчеркнул он.
Представитель бюро отметил, что коррупционные схемы в Украине бывают достаточно причудливыми и закрученными.
Так, в Одессе выкупали недвижимое имущество незначительной площади, и под это недвижимое имущество выводили из коммунальной собственности огромные земельные массивы. ( Речь идет о деле Галантерника, где он проходит как организатор, а в числе еще пятнадцати подозреваемых есть мэр города Геннадий Труханов, ред.).
Также иногда компаниям предоставляется право застройки ликвидных участков коммунальной собственности за бесценок для территориальной громады, хотя застройщики платят «координаторам» за право застройки рыночную цену.
Также довольно распространены схемы так называемой деятельности совместных предприятий, когда коммерческие предприятия подписывают разные договоры с некоторыми коммунальными предприятиями и фактически получают все доходы от их имущества. Вместо этого территориальная громада остается ни с чем, или даже с долгами.
И самая простая схема — приватизация недвижимого имущества или имущественных комплексов предприятий по заниженной стоимости.
«Поскольку суммы впечатляющие, то и привлекательность вакантного места «смотрящего» превосходит страх быть разоблаченным. Этот страх, скорее, побуждает больше выделять ресурсы на меры безопасности от разоблачения правоохранительными органами», - отметил Калужинский.
О том, почему даже война не вылечила Украину от коррупции, о старых кейсах и новых делах против коррупционеров, об отношениях с другими силовиками и факторе Банковой читайте в интервью руководителя главного подразделения детективов НАБУ Андрея Калужинского «У нас люди, подозреваемые или обвиняемые в коррупции, — рукопожатны. Их повышают по службе, у них берут интервью и приглашают на мероприятия», которое он дал впервые за время своей многолетней карьеры в НАБУ.