UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вместо отмены неприкосновенности, комитет Рады решил ее усилить

В законопроект предлагают внести две существенные правки, которые нивелируют всю суть реформы.

Комитет по вопросам правоохранительной деятельности подготовил ко второму чтению законопроект №2237 о фактической отмене депутатской неприкосновенности, в котором вместо обещанной отмены члены комитета существенно ухудшили редакцию, усложнив некоторые этапы расследования в отношении депутатов даже по сравнению с действующими.

Как сообщили в Центре противодействия коррупции, депутаты оставили нормы, по которым уголовное производство в отношении народного депутата может начать исключительно генеральный прокурор. То есть и в дальнейшем лишь один человек сможет вносить сведения о преступлении в Единый реестр досудебных расследований. Таким образом правоохранительный комитет отверг собственное решение, где обещал предоставить право начинать следствие и другим органам.

"На практике, если генпрокурор не захочет, то никто другой не сможет даже начать расследование. Если следствие в начале расследования не будет знать, что преступление совершил депутат и дойдет таких выводов через полгода, то все собранные к єтому времени доказательства будут под риском неучета уже в суде", - прокомментировала ситуацию член правления Центра противодействия коррупции Елена Щербан.

Другая опасная правка заключается в том, что в закон предлагают ввести норму, чтобы большинство ходатайств следователей на стадии досудебного расследования рассматривались обязательного присутствия депутата.

То есть, если следователь захочет получить доступ к банковским документам депутата, он не сможет этого сделать, пока народный избранник не явиться лично в суд. Так же следователь не сможет арестовать, например, оружие, которое является орудием преступления, или же полученные в результате преступления денежные средства.

Пока такие ходатайства следственный судья может рассматривать при отсутствии фигуранта дела, если есть риск, например, уничтожение документов, имущества или доказательств через осведомленность депутата-фигуранта с таким ходатайством.

Отметим, что в соответствии с действующими нормами Уголовного кодекса при наличии неприкосновенности любой следователь или прокурор может начать дело относительно народного депутата в случае наличия соответствующих оснований.

Напомним, 3 декабря Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №2237 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью приведения в соответствие с Законом Украины "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины", которым предлагается исключить из Уголовного процессуального кодекса нормы о депутатской неприкосновенности и предусмотреть особенности досудебного расследования против парламентария, его задержание, избрания меры пресечения, проведения следственных и негласных следственных действий.

Ранее, на первой сессии Верховной Рады девятого созыва 30 августа народные депутаты в первом чтении одобрили проект закона №7203 о внесении изменений в ст.80 Конституции Украины, внесенный в парламент еще 8-го созыва пятым президентом Украины Петром Порошенко.

3 сентября Верховная Рада Украины, как и прогнозировало ZN.UA, внесла изменения в статью 80 Конституции Украины, которым отменила депутатскую неприкосновенность с 1 января 2020 года. 11 сентября одобренный законопроект подписал президент Украины Владимир Зеленский.