Систему местных выборов, заложенную в принятом Верховной Радой 18 июня в первом чтении законопроекте 2831-3, применяли, например, на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 2007–2011 гг.
Об этом в статье для ZN.UA пишет координатор гражданской сети "Опора" Ольга Айвазовская.
Если обратиться к аналитике российских исследователей, то на Международной конференции "Изменение избирательных систем на федеральных и региональных выборах" эту систему оценили так: "В целом, по мнению экспертов, новая модель выборов еще больше ограничивает возможности участия в политике граждан и их объединений, создает дополнительные препятствия на пути роста политической активности граждан, во многом лишая их стимулов к политическому участию. Модель, выбранная законодателями Санкт-Петербурга, отражает и выражает господствующие настроения и интересы правящей элиты, стремящейся максимально укрепить свое господство и сделать процесс выборов в представительные органы власти максимально управляемым и предсказуемым".
Автор приводит следующую аналогию, характеризирующую предлагаемый новый избирательный закон: "Победитель будет определяться на одних Олимпийских играх, но в разных видах спорта. Нам придется сравнить личный результат сухопутного кросса спринтера и результаты заплыва пловца на длинную дистанцию. Абсурдно звучит для спорта, но почему-то естественно позиционируется для выборов".
В сельских и поселковых советах, в которые и дальше будут избирать депутатов по одномандатной мажоритарной системе относительного большинства (один тур), никаких изменений не произойдет. Зато выборы в советы областного, районного и городского уровня существенно видоизменятся. Выборы городских голов по мажоритарной системе абсолютного большинства (два тура) - единственный пункт предыдущих политических договоренностей, который пока что удалось выполнить для крупных городов, несмотря на корпоративные интересы отдельных партий и их игроков.
Как пишет Айвазовская, система выборов во все советы, кроме сельских и поселковых, будет, на первый взгляд, довольно экзотической. В едином многомандатном городском, районном или областном округе только партии смогут выдвинуть и зарегистрировать список кандидатов. Этот перечень фамилий будет звучать в публичном пространстве, но голосования за него избирателя напрямую не будет. Город, область или район будут делиться на такое количество территориальных округов, сколько мандатов будет разыгрываться на выборах. Например, если совет крупного города будет насчитывать 100 депутатов, то, теоретически, в такой общине будут сформированы 97 округов (100 минус 3 округа). Фракция ВО "Батьківщина" смогла убедить коалицию в необходимости ввести жесткую, или защищенную, часть списка партии, которая не будет меняться, независимо от личного результата кандидата. Таким образом, малые партии будут иметь результаты выборов в фактически закрытых списках. Количество таких гарантированных мест зависит от величины общины. Так что в едином многомандатном округе (городе, районе, области), где количество избирателей не дотягивает до 50 тыс., гарантированное место будет иметь лишь один кандидат; в округе с количеством избирателей до 100 тыс. - 2 места; более 100 тыс. - 3. Таким образом, российский аналог практически полностью воспроизведен и усвоен. Поэтому территориальные округа будут образовываться по количеству разыгрываемых мандатов минус гарантированные места.
За каждым из территориальных округов может быть зарегистрировано одной партией от 0 до 1 кандидата, который будет вести кампанию как традиционный мажоритарщик. Он будет агитировать избирателей персонально за себя, разными способами работать над увеличением явки, а граждане на руки получат традиционный для мажоритарки бюллетень: название партии - имя - квадратик для голосования. Если политическая сила не выдвинула в территориальном округе никого, то избиратель голосует только за партию.
Впрочем, на этапе установления результатов вся показательная простота и локальность кампании из почти мажоритарной превращается в чистую пропорциональную. Если партия "А" набирает 20% голосов избирателей из 100 разыгрывавшихся мандатов, тогда эта политическая сила должна была бы получить каждый 5-й мандат в новоизбранном совете. Но может так случиться, что в рамках 97 территориальных округов победили не 17 (20 минус 3 гарантированные места), а 25 кандидатов от партии, и именно они получили наибольшую поддержку избирателей. Партия "А" в многомандатном округе заработала в целом на 20 мест.
Поэтому территориальная избирательная комиссия, если приводить для примера очень упрощенный алгоритм действий, возьмет все результаты выборов для партии "А", выставит личный результат кандидатов от этой партии в рейтинг от 3-го места (от защищенных), и тогда первые 20 человек получат мандаты на окончательном этапе. То есть будет сохранена пропорция процента полученной электоральной поддержки и количества мандатов, которые заберет себе партия. Также ЦИК заранее установит выравнивающий коэффициент, который будет учитываться при рейтинговании. Поскольку нарезка территориальных округов в пределах единого многомандатного может быть довольно разной в части количества избирателей, проживающих в округе, то результаты голосования в абсолютных цифрах для 30 тыс. из 60 тыс. территориальных округов без корректив не могут устанавливаться. Иначе всегда будет побеждать кандидат, который баллотировался в большем округе.
"Но самое важное то, что, несмотря на принцип равных условий для кандидата, результаты выборов будут определяться сравнением результатов в разных округах, в которых голосовали разные избиратели за разных кандидатов, в условиях абсолютно разной, с точки зрения конкурентности и насыщенности, политической борьбы. Именно это и является сравнением результатов забега и заплыва спортсменов на одних Олимпийских играх", - отмечает Айвазовская.
Еще одно важное, по мнению эксперта, последствие введения системы в таком виде - перепредставительство и недопредставительство отдельных территорий. Соответственно, на выборах в районные и областные советы в некоторых округах будет избрано по несколько депутатов, а в некоторых - может, и никого.
"Эта норма является нарушением Конституции и принципа общего представительства интересов территориальных общин. Приблизительное моделирование результатов выборов на примере Харьковского областного совета подтвердило, что только в 45% территориальных округов победит тот, кто наберет наибольшую индивидуальную поддержку, ни одного мандата не выиграют в 18,8% территориальных округов, два и больше депутатов получат общины и округа в 16,3% случаев, а одним депутатом будут представлены 65% округов", - предполагает автор статьи.
В ситуации, когда мандат получит не лидер гонки в территориальном округе, а кандидат от партии "Б", который занял 2-е, 3-е, 4-е место, доверие к результатам выборов будет подорвано. При необходимости возмутить общество окажется несложно, чем будут сознательно заниматься недовольные группы политического и финансового влияния, предостерегает Айвазовская.
"Если бы политики честно предложили обществу пропорциональную систему с открытыми списками, зона комфорта была бы на некоторый период времени потеряна для всех. Впрочем, цена за дискомфорт довольно приемлема, а именно: частичное преодоление политической коррупции во время выборов, увеличение влияния гражданина на партии и результаты волеизъявления через внедрение персональной преференции, а также начало партийного развития через конкуренцию внутри политических партий. Как свидетельствует мировая практика, ощутимый результат введения более честных и конкурентных систем можно оценить через один цикл выборов. Впрочем, чтобы политики перешли от популизма и гибридов к государственным решениям и моделям поведения, им нужно стать элитой. Не в саркастическом значении из уст второго президента независимой Украины, а в классическом понимании. Элитой же являются деятели, которые имеют влияние и умеют поступиться собственными интересами ради общественных. Критической массы таких политиков пока что не набирается", - заключает автор статьи.
Подробнее о новой системе местных выборов читайте в статье Ольги Айвазовской Избирать по-настоящему в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".