Верховная Рада не смогла принять в первом чтении законопроект № 4313-д "О внесении изменений в Налогового кодекса Украины и другие законодательные акты о переносе сроков вступления в силу норм по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг и либерализации применения регистраторов расчетных операций физическими лицами - плательщиками единого налога". Такое решение поддержали 17 народных депутатов, проголосовали против - 228 парламентариев.
Отметим, что глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев предложил создать рабочую группу, и в ее рамках наработать новый законопроект об отсрочке обязательного использования кассовых аппаратов.
Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия призвал проголосовать за снятие с рассмотрения соответствующего законопроекта. Он поддержал Гетманцева с инициативой создания рабочей группы.
В "Европейской солидарности" и "За будущее" выступили против принятия законопроекта 4313-д. Депутаты из этих политсил заявили, что поддерживают законопроект № 4313.
Ярослав Железняк из "Голоса" заявил о том, что его фракция за законопроект №4313-д голосовать красными кнопками "против".
"Проектом Закона предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Украины в части освобождения от обязанности использования РРО и/или программного РРО определенной категории плательщиков единого налога, смягчения ответственности за нарушения, связанные с применением программных регистраторов расчетных операций и улучшение условий применения программных РРО для субъектов хозяйствования", - говорится в пояснительной записке.
В частности, законопроект предлагал внести изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты, предусматривающие:
- перенос сроков вступления в силу норм по применению РРО и/или программных РРО для плательщиков единого налога второй - четвертой групп ФЛП, кроме тех, кто осуществляет "рисковые" виды деятельности по 1 апреля 2021 на 1 января 2022 года;
- в случае добровольного установления и начала применения РРО и/или программных РРО плательщиками единого налога второй - четвертой групп ФЛП, не обязаны их применять с 1 января 2021 года предоставить право таким плательщикам на получение единовременного денежного пособия из бюджета.
Также законопроект предусматривал изменения в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты относительно либерализации применения РРО физическими лицами - плательщиками единого налога, которыми предусматривается:
- увеличение размера общей площади, разрешенной для предоставления в аренду на упрощенной системе налогообложения;
- расширение перечня бытовых услуг населению, предоставляемых плательщиками единого налога;
- освобождение от применения РРО и/или программных регистраторов расчетных операций плательщиков единого налога второй группы по критериям места осуществления деятельности и/или размера общей площади торгового объекта;
- смягчение ответственности субъектов хозяйствования за нарушение порядка применения РРО, включая освобождение от ответственности субъектов хозяйствования, которые проводят расчетные операции без использования режима предварительного программирования наименования товара, увеличение до двух минимальных заработных плат разницы суммы остатка наличных денег в кассе для неприменения штрафа освобождение от штрафа связанного с созданием и хранением информации на контрольной ленте и за непредставление в контролирующие органы отчетности, связанной с применением программных РРО.
В октябре прошлого года президент Владимир Зеленский подписал изменения в закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (проект 1053-1) и об изменениях в Налоговый кодекс Украины "О детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" ( проект №1073).
Согласно принятому Радой закону (проект 1053-1) с 1 октября 2020 нужно обязательно использовать регистраторы расчетных операций (РРО) для отдельных физических лиц - предпринимателей (ФЛП) на второй и четвертой группе. Кроме того, с 1 января 2021 года использовании регистраторов расчетных операций будет обязательным для плательщиков единого налога на 2-4 группы. В то же время обязательность РРО не коснется физических лиц, а также физических лиц - предпринимателей (ФЛП) из первой группы.
В ноябре этого года Верховная Рада направила на доработку законопроект №4313, который должен отложить обязательное применение РРО и/или программное РРО субъектами хозяйствования при осуществлении расчетных операций.
В ситуации с введением РРО государство хочет больше контроля, потребитель настаивает на фискальном чеке, а упрощенцы категорически против любой фискализации. Без взаимных уступок в треугольнике государство-потребитель-бизнес проблему не решить. На какие уступки должен пойти парламент и предприниматели и почему, читайте в статье Сергея Следзя "Фискальная уравнения для Гетманцева" в ZN.UA.