UA / RU
Поддержать ZN.ua

В законопроект о ГБР вносят "незаконные" правки — эксперт

13 ноября парламентский комитет по вопросам правоохранительной деятельности создал прецедент, которого, в принципе, не ожидали ни профильные эксперты, ни активисты.

13 ноября парламентский комитет по вопросам правоохранительной деятельности создал прецедент, которого, в принципе, не ожидали ни профильные эксперты, ни активисты. У "слуг народа" откуда-то возникла идея дополнить президентский законопроект №2116, месяц назад принятый в первом чтении. Позже на комитетском заседании велись неординарные дебаты между большинством состава и двумя "братьями по оружию", а именно - представителем "Слуги народа" Максимом Бужанским и представителем "Оппозиционной платформы - За жизнь" Ильей Кивой. Поначалу казалось странным, что два парламентария отчаянно пытались защитить директора Государственного бюро расследований Романа Трубу от потенциальной отставки. Речь идет о "поправке 320" в вышеупомянутом законопроекте, которая переворачивает этот драфт изменений с ног на голову. Если ранее Труба становился единоличным руководителем без предохранителей, то теперь эти полномочия могут быть переданы уже вновь назначенному руководителю.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Александр Леменов, главный эксперт StateWatch. Автор напоминает: законопроект №2116 в первоочередной версии предусматривал в отношении ГБР "слова "центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность" заменить словами "государственным правоохранительным органом" (фактически по аналогии с НАБУ) и переформатировать способ руководства Бюро, - квази-коллегиальность заменялась на единоличность, без обязанности со стороны директора согласовывать решения со своими заместителями.

"Как следствие, гарантии независимости, предусмотренные в нынешнем варианте закона, для заместителей аннулировались. Их, избранных конкурсной комиссией, могли уволить, как и обычных сотрудников. Территориальные органы ГБР официально становились территориальными управлениями, а директор вместо патронатной службы "получал" собственный аппарат, с зарплатой для подчиненных втрое выше, чем это установлено Кабмином для работников патронатных служб в государственных органах. Предельная численность размывалась до неопределенности, хотя пока она составляет 1500 сотрудников", - отмечает эксперт.

По его мнению, необходимо увеличить в ГБР количество следователей, оперативников и просто госслужащих. Однако для начала стоит разобраться, где именно не хватает сотрудников.

"Поскольку напоминает простую "хотелку" директора Бюро, когда последний организует представление, а Кабмин устанавливает лимит, к примеру - 5000 сотрудников. Кроме того, по решению директора могло быть образовано не более 10 территориальных управлений (пока их всего 7). Дисциплинарные взыскания становились исключительной компетенцией директора Бюро, но только после решения дисциплинарной комиссии", - указывает автор.

Нетрудно догадаться, кто именно имел бы монопольное влияние на решения указанной комиссии. Но одна из худших новелл в законопроекте - возможность перевода сотрудников в ГБР без конкурсного отбора в порядке, определенном Законом Украины "О государственной службе". Еще одна "централизация" - в случае фиксации руководителем подразделения внутреннего контроля правонарушения в ГБР он не только должен сообщить об этом генеральному прокурору либо его заместителю, но также отчитаться директору Бюро. Интересно, к кому именно в таком случае вначале пойдет отчитываться руководитель подразделения внутреннего контроля ГБР?

Читайте также: Суд арестовал старшего администратора отеля "Токио Стар" в Одессе

Подробнее о проблемах с ГБР читайте в материале Александра Леменова "ГБР: сыграет ли "поправка 320"?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".