В Верховной Раде 13 мая зарегистрировали два законопроекта, которыми планируется внести изменения в статью 22 Бюджетного кодекса Украины о финансовом обеспечении деятельности Высшей квалификационной комиссии судей и в Закон «О судоустройстве и статусе судей» о финансовом обеспечении деятельности ВККС. Документы получили регистрационные номера 11254 и 11255.
В пояснительной записке к законопроекту №1255 отмечается, что отсутствие ВККС среди перечня главных распорядителей средств создает сложности по привлечению международной технической помощи. Предоставление ВККС статуса главного распорядителя бюджетных средств по мнению авторов законопроекта улучшит институциональную способность этого органа и позволит быть активным реципиентом международной технической помощи. Это в свою очередь сократит время на принятие соответствующих распорядительных актов и позволит привлечь новые кадры.
К сожалению, инициаторы законопроекта ничего не пишут о том, как ВККС удавалось успешно справляться с получением международной технической помощи в 2010-2023 годах. И какие проблемы возникли у ВККС именно сейчас? До этого времени ее бюджетные расходы без особых проблем обслуживала Государственная судебная администрация.
Также авторы не пишут о реальных коррупционных рисках, которые обязательно появляются у любого распорядителя бюджетных средств со статусом главного. Особенно при имеющихся управленческих проблемах, которые наблюдаются в ВККС действующего состава. Однако, как указано в пояснительной записке, главный распорядитель бюджетных средств имеет право разрабатывать план деятельности на среднесрочный период, организовывать и обеспечивать составление бюджетного предложения и представлять его Министерству финансов, получать бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете, осуществлять управление бюджетными средствами пределах установленных ему бюджетных возможностей. Есть ли соответствующие специалисты в составе ВККС?
Эксперты ZN.UA обращают внимание на то, что при таких обстоятельствах могут быть и другие мотивы появления такого законопроекта, чем указанные в пояснительной записке. Не появится ли у НАПК и НАБУ новая головная боль, вызванная еще и новыми рисками?
Справедливый суд – основная гарантия того, что Украина станет европейской. Только независимое решение суда может защитить гражданина от произвола чиновника, инвестора от возможных потерь бизнеса, а государство в целом от риска авторитаризма. Но успех судебной реформы зависит от того, насколько стабильно и инициативно работают ключевые учреждения судебной власти – Высшая квалификационная комиссия судей, Высший совет правосудия и Верховный Суд. О том, что и почему там сейчас не так, в статье «Треугольник судебной власти. Почему у реформы нет внутренних лидеров?» рассказывает Татьяна Безрук.