UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Приднестровье не стреляют уже 28 лет, но вместо сближения с Молдовой происходит взаимное отдаление – эксперт

Переговоры с российскими марионетками не помогут реинтегрировать оккупированные территории.

Сегодня, 2 сентября, отмечает 30-летний юбилей «Приднестровская молдавская республика» - сепаратистский анклав на востоке Республики Молдова. 28 лет там нет боевых действий, но при этом реинтеграция страны выглядит вопросом не менее далекой перспективы, чем и десять, и двадцать лет назад.

Для Украины Приднестровье и российские солдаты на его территории – не только потенциальная военная угроза. Замороженный приднестровский конфликт и продолжающаяся российско-украинская война отличаются изначальными условиями возникновения, масштабами боевых действий и количеством жертв. И, тем не менее, есть много общего, позволяющего Украине смотреть на Молдову как в зеркало, в котором она может увидеть отдельные черты своего возможного будущего.

Какие уроки Украина может извлечь из молдавского опыта, разбирался эксперт, заведующий отделом Придунайско-Черноморского региона НИСИ Артем Филипенко.

Так, признание российских марионеток стороной переговоров – это не только снятие ответственности с России как страны-агрессора, но и путь в никуда, доказывает опыт Молдовы.

21 июля 1992 года президентами России и Молдовы было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Именно это соглашение позволило легитимизировать участие приднестровской стороны в Объединенной контрольной комиссии по контролю за обеспечением режима безопасности и в составе военного миротворческого контингента.

«За 28 лет существенных изменений не произошло, несмотря на заявления Кишинева о желании сменить характер миссии с военной на международную гражданскую», - напоминает автор в статье для ZN.UA.

С тех пор были подписаны десятки соглашений в самых разнообразных сферах и с самыми благими намерениями, создавались и прекращали работу комиссии по сотрудничеству, но вместо сближения происходило только взаимное отдаление.

Не менее важна и четко сформулированная на государственном уровне оценка войны, отношение к ней, юридический статус неподконтрольных территорий.

«Справедливости ради стоит отметить, что Украине до сих пор удавалось избегать смысловых ловушек. В национальном законодательстве и Крым, и ОРДЛО определены как оккупированные территории, ответственность за ситуацию в которых несет Россия как страна-оккупант, а существующие там квазигосударственные учреждения – как «оккупационные администрации»», - пишет Филипенко.

В Молдове отношение к Приднестровью сложнее и запутаннее. Есть ряд решений Европейского суда по правам человека, например, «Илашку и другие против Молдовы и России», согласно которым Россия признается ответственной за состояние дел в Приднестровском регионе.

Есть также решение Конституционного суда от 2 мая 2017 года, где говорится о «военной оккупации» части территории страны. Но на законодательном уровне статус Приднестровья так и не определен.

Читайте также: Украина и Молдова обсудили перспективы вывода росийских войск из Приднестровья

Что должна извлечь для себя Украина из опыта урегулирования приднестровского конфликта, читайте в статье Артема Филипенко «Приднестровские уроки».