Командир экипажа транспортного самолета Ил-76 киевлянин Владимир Л., неоднократно бывавший в «горячих точках», прошедший Афганистан, рассказал, что украинских летчиков, которые уволились из украинских ВВС, можно встретить везде - в Конго, Нигерии, Чаде.
Он отметил, что большинство летчиков выполняют боевую работу нелегально - официально они нанимаются, например, в фирмы по перевозке продовольствия и прочих мирных грузов. А на практике преимущественно доставляют оружие, боеприпасы, взрывчатку.
По его словам, «учет таких случаев никто, естественно, не ведет, официальных данных нет. Поэтому в МИДе, Минобороны, СБУ будут все отрицать. Но если в Украине нет работы, то понятно, что ее полно на других континентах, и людей, которые не разучились летать, в избытке», пишет газета Сегодня.
По словам Владимира, экипажи, в основном, укомплектованы украинцами и россиянами. Их зарплата, в зависимости от интенсивности полетов и степени риска, колеблется от 100 долларов за летный час до 10 тысяч в месяц и более».
Также издание отмечает, что нашло двух украинских пилотов, которые после увольнения в запас устроились на работу в Африке в качестве наемников.
«Работа за рубежом - дело тонкое. Лишняя огласка нам не нужна - порой приходится щепетильную работу выполнять», - пояснил пилот с 20-летним стажем Артем. Летная специальность Артема - командир воздушного судна, 1-й пилот. За плечами - более 16 лет работы на «черном континенте». География полетов - вся Африка, от ЮАР и Намибии до Ганы и Судана.
Артем отметил, что первый контракт сделал сразу после отставки - завербовался через украинских посредников в Судан. «Там летал на Ан-12 - возил гуманитарную помощь - муку, сою, одежду, керосин. Платили тогда немного - около 1400 долларов в месяц»,- добавил он.
Сейчас зарплата Артема в качестве пилота-наемника колеблется от 3-х до 4-х тысяч долларов. Часто «бортовладелец» находит довольно любопытных клиентов - их грузы состоят из подозрительных мешков и ящиков, удивительно похожих на оружейные ящики и патронные цинки. «За «нелюбопытность» наниматель выплачивает бонусы в 300, а то и 500 долларов.
Однако самой привилегированной кастой у «авиазаробитчан» считаются летчики боевой авиации. «В отличие от нас - транспортников, «бойцы» работают по контракту с правительствами африканских стран. Но устроиться в военные летчики крайне сложно - нужно иметь допуск и серьезный налет на истребителях и штурмовиках, которые имеются на вооружении в данной стране.
По уверениям летчика, украинских пилотов можно встретить в рядах ВВС Ливии, Мозамбика и Анголы. «Мой сослуживец поначалу работал в Анголе - обучал местных летать на МиГах, которые им поставляли при СССР. Потом перебрался в Ливию - там платили намного больше - по 10 тысяч динаров (более 8 тысяч долларов-ред.). Он всю семью забрал с собой в Ливию. Там ему присвоили звание офицера - инструктора ливийских ВВС - обучает ливийских летчиков летать на МиГ-21 и МиГ-23.
Если же говорить о тех наемниках, которые воюют «на земле», то, по свидетельству летчиков, ежемесячный оклад такого украинского бойца в африканских странах, как правило, не превышает 2-3 тысячи долларов. В то же время, имеющий специальное военное образование инструктор, которому под силу подготовить боевое подразделение, получает от 5 до 7 тысяч. Специалисты по технике - от 4 до 5 тысяч долларов.