Через четверть века после провозглашения независимости Украины ключевые государственные посты в ней поделили между собой члены небольшой группы лиц, несмотря на две народные революции, маятниковый переход привилегий от одного индустриального клана к другому и постоянную геополитическую игру в "пинг-понг" между Западом и Востоком.
Об этом на страницах The National Interest пишет директор Kennan Institute Мэтью Роянский, комментируя последний политический кризис в Украине, который закончился назначением Владимира Гройсмана новым премьер-министром. Автор обращает внимание на успешный опыт нового украинского премьера во время его работы в Верховной Раде и в качестве мэра Винницы.
Теперь ему как новому главе правительства нужно выполнить непростое задание и вернуть Украину к норме, поскольку экономика страны на протяжении последних двух лет сокращалась, а безработица перевалила за 10%. Тем временем простые украинцы наблюдают, как их зарплаты и пенсии сокращаются, а цены растут на все: от топлива до импортных товаров.
Автор пишет, что без нового транша в рамках программы МВФ и без помощи Запада Украина не сможет покрыть свои бюджетные расходы и будет вынуждена объявить дефолт по своим долгам, вызвав панику и последующий экономический спад. Ценой для получение западной помощи стала борьба против коррупции. И президент Порошенко вместе со своими политическими союзниками публично заявляют, что привержены к выполнению этого требования, но за последние два года они не достигли значительного прогресса в этом.
Автор отмечает, что успешные реформы начинаются с твердого, последовательного и прозрачного верховенства закона, которое зависит в свою очередь от эффективности судов, прокуроров и полиции. Украина "прикрыла" свою полицию несколькими тысячами новых рекрутов, тренированных полицейскими из США, Канады и ЕС, одетых в новую форму и снабженных новыми Toyota Prius, которые пожертвовала Япония. Но подавляющее большинство полицейских до сих пор придерживается старых практик, таких как вымогательство и договоренности с крупным бизнесом и политическими интересами.
Реформы украинских судов также тормозятся широкомасштабными проблемами. Во всей системе юстиции около 10 тысяч судей слишком близки со своими покровителями из бизнеса и политики. Увольнение коррумпированных судей было бы хорошим началом. Но у Украины нет нескольких тысяч квалифицированных кандидатов, которые бы заменили своих не чистых на руку предшественников, даже если бы Порошенко захотел их назначить.
"Без дальновидного руководства и хорошего управления на верхушке, невозможно провести реформы через украинскую сложную и огромную бюрократию. Но откуда такому руководству взяться в системе, где каждый рассматривает политическую силу как способ обогащения и защиты привилегий? Для украинцев, которые ожидают ощутимые положительные результаты через два года после Майдана и для украинцев, которые уговаривают кредиторов и союзников на Западе, это стало печальным замкнутым кругом", - говорится в статье.
Между тем, польское издание Newsweek пишет, что правительство Гройсмана нужено Порошенко, чтобы выиграть время. И вряд ли он будет работать дольше, чем до осени.
В свою очередь, издание Washington post в редакционной статье писало, что теперь успех Украины зависит только от Порошенко. Поскольку новый премьер и его команда - это политики, лояльные к президенту. А издание Politico писало, что правительство Гройсмана не спасет Украину от новых потрясений. Его назначение на короткое время стабилизирует украинскую политику. Однако шаткая коалиция в парламенте повлечет новые проблемы.
Больше о вызовах для нового правительства читайте в статье Юлии Мостовой "Временное правительство" в свежем номере газеты "Зеркало недели".