UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина ищет применимые уроки последней Карабахской войны – Eurasia Daily Monitor

Стране необходимо восстановить собственные возможности. Не только военные, но экономические и дипломатические

С первых дней войны в Донбассе некоторые блогеры и эксперты, которые занимаются вопросам безопасности, отмечали ключевое сходство между ситуацией на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и ситуацией в Карабахе и прилегающих к нему районах Азербайджана. В обоих случаях война создала самопровозглашенные и непризнанные территории, сепаратисты пользовались квазинеофициальной поддержкой соседней страны, а желания освободить оккупированные территории сгорели. Даже международная платформа для урегулирования карабахского кризиса - Минская группа под эгидой ОБСЕ - внешне напоминает Трехстороннюю группу по Украине, которая при посредничестве ОБСЕ согласовала в Минске два документа о прекращении огня, пишет Юрий Лапаев в публикации Eurasia Daily Monitor от The Jamestown Foundation.

Автор отмечает, что эти параллели также распространяются на усилия на передовой и результаты. Как и в случае с Карабахом, война в Украине уже давно не имеет конца. В 2016 году, после очередного раунда столкновений между Азербайджаном и Арменией, украинский политолог Евгений Жеребецкий выделил две основные причины отсутствия прогресса в решении карабахского кризиса: пассивные позиции США и Европейского Союза в переговорном процессе, а также российский саботаж и политика "гибридного" стиля по отношению к Южному Кавказу. Он также настаивал на том, что Москва, как крупный региональный актор, использует карабахский конфликт для достижения своих геополитических целей - факт, который может бесконечно затягивать войну. Точно так же, в случае с Украиной, Жеребецкий считает бесполезными достигнутые в Минске мирные соглашения с Россией.

После последнего карабахского наступления, начавшегося 27 сентября 2020 года, многие украинские эксперты в области обороны и безопасности быстро взялись сравнивать ситуацию там с продолжающейся войной в Донбассе. Естественным моментом стала тактика Азербайджана, который сделал упор на широкое использование беспилотников (БПЛА) и активную наземную разведку. Например, военный эксперт Кирилл Данильченко анализирует успешный послужной список современных турецких ударных БПЛА Байрактар ТБ2, которые Азербайджан приобрел и активно использовал против армянских сил. Данильченко настаивает на том, что подобная тактика может быть полезной и для Украины (которая, кстати, также использует эти же турецкие беспилотники). Другой известный оборонный блогер Ярослав Бондаренко однозначно надеется, что операция в Азербайджане может послужить для Вооруженных сил Украины примером того, как нужно идти по пути освобождения Донбасса. Между тем, вопрос защиты сухопутных войск от подобных ударов БПЛА широко обсуждается украинскими блоггерами, а также в социальных сетях и тематических военных форумах. В свою очередь, эксперт Олег Катков, анализируя боевые действия в Карабахе, подчеркнул важность для вооруженных сил современных взаимосвязанных систем связи и управления. В то время как Артем Вюнник, генеральный директор компании "Атлон Авиа", разрабатывающей новейший украинский ударный беспилотник "Гром" (Thunder), утверждал, что этот тип БПЛА уникально подходит для нанесения высокоточных ударов по военным целям, например, по радиолокационным установкам. Примечательно, что боевые действия азербайджанских сил в Карабахе наглядно продемонстрировали возможности беспилотных летательных аппаратов, использующих их для уничтожения большого количества армянских танков и конвоев.

Однако, продолжает автор, помимо чисто военных вопросов, необходимо сначала решить важный политический вопрос. Пока Украина официально остается приверженной Минскому мирному процессу, что подразумевает, что Киев не видит четкого варианта военного возвращения Донбасса. Президент Украины Владимир Зеленский в своих многочисленных комментариях на эту тему постоянно подчеркивает важность поиска мирного решения путем дипломатических переговоров в формате трехсторонней или нормандской группы. Он по-прежнему подчеркивает, что должно быть действенное прекращение огня и вывод сил из зоны боевых действий, даже несмотря на недавний всплеск нарушений на линии фронта и гибель двух украинских солдат в бою. При этом следует отметить, что в середине октября президент Зеленский заявил, что, несмотря на то, что украинские власти продолжают придерживаться Минских соглашений, подписанных его предшественником, "они должны быть гибкими". И вскоре после начала боевых действий на Южном Кавказе, по его словам, карабахский случай показывает, что нет "замороженных конфликтов", потому что они могут вспыхнуть в любой момент. Поэтому, по его мнению, Украина должна быстро решить свою проблему, чтобы избежать создания еще одного "замороженного конфликта" в Донбассе.

Автор отмечает, что некоторые украинские оппозиционные политики поддерживают пересмотр Минских соглашений. Во время виртуального заседания Киевского форума по безопасности лидер политической партии "Голос" Кира Рудык заявила, что Минские соглашения не работают, не отвечают интересам Украины и должны быть заменены новым планом действий. Аналогичное мнение высказал посол Владимир Василенко. Он заявил, что оккупация Донбасса Россией является признаком того, что агрессия против Украины продолжается.

Политический обозреватель Виталий Портников убежден, что последнее прекращение огня в Донбассе ни в коей мере не означает, что война там закончилась. Скорее, любая пауза в боевых действиях позволяет участникам конфликта просто подготовиться к будущим боям, как это недавно сделал Азербайджан.

Полковник Сергей Собко также выразил сомнения в эффективности действующего режима прекращения огня. В частности, он сомневается в том, что целью противника является достижение мира в Донбассе.

Бывший украинский парламентарий, предпочитающий остаться неизвестным, 27 октября сказал автору, что минские соглашения о прекращении огня являются для Украины политическим самоубийством. Тем не менее он считает, что если Украина попытается подражать Азербайджану в его успешных усилиях по возвращению оккупированных территорий, то это тоже будет самоубийством. В таком случае Украина будет бороться не против относительно слабого врага (как Азербайджан против Армении), а против замаскированных российских военных подразделений. Поэтому Украине в первую очередь необходимо восстановить собственные возможности - не только военные (путем разработки или приобретения современных видов систем вооружения), но и экономические и дипломатические, резюмирует автор.

Читайте также: Силы "миротворцев": в Карабах перебросят до двух тыс военных, бронетранспортеры и спецтехнику

Детальнее о ситуации в Нагорном Карабахе читайте в статье Владимира Кравченко “Гибель республики”.